Navigation bar
  Print document Start Previous page
 47 of 142 
Next page End  

средства появляются в определенный момент и все предприниматели (или их активное большинство)
реагируют на эту ситуацию, что и придает их действиям массовый характер.
Кроме этого, речь идет об активных элементах основного капитала, а не обо всем основном капитале.
Это связано с тем, что многие элементы основного капитала не участвуют непосредственно в процессе
производства и срок их эксплуатации в несколько раз превышает срок службы активных элементов
(речь идет о производственной инфраструктуре). Таким образом, эти объекты капитала влияют не на
короткую и среднюю волны, а на длинную и, следовательно, остаются за чертой нашего анализа.
Нам представляется обоснованным связывать именно с экономическим циклом и жизненный цикл
экономической организации (фирмы). 
Важным дополнением к сказанному стоит признать связь массового обновления основного капитала
(активных элементов), а следовательно, и жизненного цикла экономического субъекта с финансовым
циклом фирмы. Напомним, что он начинается с реализации инвестиционного проекта, затем фирма
достигает порога рентабельности (нулевой прибыли), далее накапливает запас финансовой прочности и
реализует новый инвестиционный проект (если предыдущий инвестиционный проект неудачен, то
фирму ждут очень тяжелые времена с высокой вероятностью банкротства, прекращения собственного
существования)
.
Как уже говорилось, фирмы “живут” от нескольких дней до нескольких десятков и даже сотен лет. Но
следует заметить, что большая часть фирм имеет короткую продолжительность жизни. В течение,
например, последнего десятилетия в США ежегодно возникало до 600 тысяч новых, прежде всего
мелких, компаний (в 50-х годах ежегодно регистрировалось в среднем 130 тыс. новых компаний, в 60-х
- 220 тыс., в 70-х - 350 тыс.). Однако “смертность” их чрезвычайно высока. Мировая практика
свидетельствует, что в рыночной экономике из 100 вновь созданных фирм до 5-летнего возраста
доживают не более 20 (половина гибнет в первый год)
.
Жизненный цикл фирмы, по нашему мнению, состоит из следующих фаз: 1) возникновение, 2)
становление, 3) развитие и 4) умирание (или переход в новое качество). Здесь мы специально не
рассматриваем каждую из фаз, так как их названия необходимо понимать буквально, без каких-либо
условностей и двойного смысла.
Вновь наблюдается высокая корреляция с фазами финансового цикла. Принципиальной представляется
и “вилка”, которая возникает на четвертой фазе. Если фирма работает успешно, то происходит переход
в новое качество (укрупнение бизнеса различными способами), если деятельность неуспешна - то
переход в фазу отмирания. В финансовом цикле успешная деятельность – это реализация нового
инвестиционного проекта (укрупнение масштабов бизнеса), неудачная деятельность - прямой путь в
направлении банкротства компании.
Фазы жизненного цикла фирмы можно описывать и при помощи динамики объемов производства.
Достижение равновесия фирмы - того объема производства, когда прибыль становится максимальной, -
прямой путь к переходу в новое качество. Нерешение данной проблемы - движение в направлении
умирания экономической организации, коей является фирма.
Даже самые успешные фирмы, “живущие” долго, не могут похвастаться, что после каждого жизненного
цикла они становились крупнее, а их бизнес рос. Большие компании наиболее устойчивы по сравнению
с мелкими, имеющими меньше ресурсов. Периоды, связанные с получением убытков, не являются
исключениями в их “жизни”. Главное для них – получение прибыли в конечном итоге, т. е. за весь
период жизненного цикла (сегодняшние убытки могут быть покрыты предыдущими прибылями и
накопленным в предыдущих циклах капиталом).
Приведем пример. В 1992 году крупнейшие компании Запада понесли такие убытки: “Дженерал
Моторз” - 23, 498 млрд. дол., “Форд Моторз” - 7,385 млрд. дол., “ИБМ” - 4,965 млрд. дол., “ИРИ”
(Италия) - 3,811 млрд. дол., “Ниссан” (Япония) - 448 млн. дол. (только в 1999 году данная корпорация
после нескольких лет убытков приняла решение продать более трети своих акций, что означает
передачу контроля над ее бизнесом другой компании, вероятно, французскому концерну “Рено”), 0
“Дюпон де Немур” - 3,927 млрд. дол., “Филипс” (Нидерланды) - 511 млн. дол.
Но это - элита мирового
бизнеса, т. к. перечисленные компании входили в 1992 году в число 30 крупнейших мировых
производителей.
Уже в 1994 году данные компании имели следующие прибыли: “Дженерал Моторз” - 4,9 млрд. дол.,
“Форд Моторз” - 5,3 млрд. дол., “ИБМ” - 3,0 млрд. дол., “Дюпон де Немур” - 2,73 млрд. дол., “Филипс” -
1,168 млрд. дол. Убытки вновь имели “ИРИ” - 1,095 млрд. дол. и “Ниссан” - 1,671 млрд. дол.
Hosted by uCoz