Navigation bar
  Print document Start Previous page
 52 of 142 
Next page End  

Результатом отмеченных выше процессов становится появление независимых капиталов и
самостоятельных фирм.
Независимость капитала связана с отсутствием привязанности к одной фирме. Самостоятельность
фирмы определяется множественностью капиталов, которые в ней представлены, и независимостью
контроля.
Все сказанное, на наш взгляд, подтверждает объективный характер разделения капитала и фирмы.
Теперь можно утверждать, что имеется двухсторонняя (прямая и обратная) связь между капиталом и
фирмой. Данная связь выступает в виде причинно-следственной. Справедливости ради мы должны
констатировать, что первоначальный импульс в процессах, описываемых здесь, принадлежит именно
капиталу. Не было бы капитала как сложного социально-экономического качества, мы бы не
рассматривали и фирму в том виде, в котором она реально существует
. Именно капиталу
принадлежит решающая роль в становлении фирмы как организационного явления.
Дальнейший анализ требует рассмотрения конкретных теорий фирмы как организационного качества.
Этому мы и посвятим следующие две части нашей работы.
3.2. Неоклассическая теория фирмы
(рациональность экономических субъектов,
решение проблемы рыночного равновесия)
Неоклассическая теория фирмы (рациональность экономических субъектов, решение проблемы
рыночного равновесия). Фирма - способ рационального распределения и соединения ресурсов на уровне
организационно-экономической единицы. Производственная функция и решение проблемы
оптимального размера фирмы. Проблема рыночного равновесия производителя и ее решение в рамках
неоклассической теории. Условия максимизации прибыли (общий случай и конкретизация в
зависимости от типа рынка). Решение основных вопросов теории организации в рамках
неоклассической теории. Внутренняя противоречивость и неизбежность перехода к другой теории
фирмы - трансакционной.
Авторы в рамках данного пособия, и это уже неоднократно отмечалось, анализируют фирму как
организационное качество. Поэтому представляется обоснованным в рамках нашего исследования и при
данном ограничении рассматривать конкретные теории фирмы именно как единицы организационного
явления, оставляя в стороне все другие ее трактовки
.
Исторически первой (сложившейся) теорией фирмы как организационного качества является
неоклассическая, в рамках которой фирма фактически рассматривается как способ рационального
распределения и соединения ресурсов на уровне организационно-экономической единицы.
Основными постулатами такого подхода к фирме являются: 1) ограниченность ресурсов, 2)
рациональное поведение экономических субъектов, 3) бесплатность рыночных трансакций для
производителя.
Фактически упомянутые постулаты, взятые вместе, предопределяют рассмотрение фирмы на базе
технологического подхода, когда она становится некой материализованной формой существования
производственной функции
Фирма выступает в виде “черного ящика” с затратами на входе и выпуском продукции на выходе. Все
внимание сосредоточено здесь не на том, что происходит внутри этого “черного ящика”, а на том, что
происходит на его границе с внешней средой. В рамках такого подхода и основные организационные
вопросы (основные вопросы теории организации) также решаются технологически.
Начнем с первого вопроса - определение размеров и границ фирмы (организации). Производственная
функция позволяет решить эту проблему как задачу на экстремум, а точнее, как задачу определения
оптимального распределения ресурсов, обеспечивающего максимальную прибыль производителю.
Таким образом, решая проблему равновесия производителя, мы определяем тот объем производства,
при котором фирма может получить максимум прибыли. Этот объем производства и будет
соответствовать оптимальному распределению ресурсов, оптимальному размеру фирмы (чем не
решение вопроса об определении размеров и границ организации!).
Из теории мы прекрасно знаем, что такой объем производства, обеспечивающий производителю
максимум прибыли, соответствует положению, когда предельные (дополнительные) издержки равны
предельному (дополнительному) доходу: MC = MR
.
Данное условие максимума прибыли сохраняется и при рассмотрении различных типов рынка
(совершенная конкуренция, производство дифференцированной продукции, монополистическая
конкуренция, олигополия , олигополия II, монополия). 
Hosted by uCoz