Navigation bar
  Print document Start Previous page
 56 of 142 
Next page End  

например, с рыночной формой данной трансакции, хотя она и становится частью внутрифирменной
организации.
Отсюда вытекает еще одно правило выбора защиты трансакции (правило 3) помимо высказанных выше.
Трансакция, ставшая частью внутрифирменной иерархии, дает максимальные гарантии, если речь
идет о производстве. Если же речь идет о сбыте (или закупках), то максимальную защиту
трансакции дает заключение долгосрочного контракта с оптовой фирмой.
Возможные варианты усложнения (приближения к реальной действительности) рассматриваемой здесь
задачи представлены в Приложении 2.
Уверены, что читателям будет интересно ознакомиться с расчетами не только условной, но и реальной
ситуации (выбор организационной формы иностранным капиталом, который принимает решение об
инвестициях в экономику России)
.
Другим важнейшим постулатом трансакционной теории фирмы является вывод об отходе от
рационального поведения экономических субъектов, которое может принимать форму оппортунизма
.
Возможность оппортунистического поведения коренится в природе самого человека и связана в
конечном итоге со стремлением реализовать собственные экономические интересы. Если они вступают
в противоречие с интересами фирмы, то мы как раз и сталкиваемся с оппортунизмом.
Вряд ли стоит специально доказывать, что все это подрывает принцип рациональности, который был
базисным в неоклассической теории фирмы. Такое положение вещей не может не сказаться и на
деятельности самой фирмы. Неизбежной становится проблема преодоления (или, по крайней мере,
ослабления) оппортунистических тенденций во внутренней среде организации.
Рассмотрим два чрезвычайно распространенных случая проявления оппортунизма в фирме и способы,
позволяющие снизить отрицательный эффект от проявления подобных тенденций.
Вспомним всеобщую формулу капитала: 
Д - Т (с. п., р. с.) ... П ... Т’ - Д’.
В фирмах обычно действует принцип: одна функция - одно структурное подразделение.
Проанализируем ситуации на 1) стадии закупки средств производства и 2) стадии сбыта готовой
продукции. 
Вполне возможно положение, когда у представителей подразделения, отвечающего за закупку средств
производства (например, отдела снабжения), возникает круг “хорошо знакомых поставщиков”. При
этом снижаются стимулы к поиску поставщиков, которые могли бы решить проблемы фирмы с
меньшими издержками или каким-то другим более эффективным способом. Мы оставляем здесь в
стороне способы, близкие к незаконным, но не можем не отметить, что на стадии закупки возникают
монополистические тенденции во внутрифирменной среде, которые не приводят к росту общей
эффективности функционирования компании, а ведут к обогащению данных представителей фирмы,
которые просто-напросто могут “делиться” со своими “постоянными партнерами” при закупке сырья,
материалов, комплектующих по несколько завышенным ценам, по сравнению с ценами, сложившимися
на рынке.
Этот монополизм (он же - оппортунизм в поведении работников отдела снабжения) преодолевается за
счет увязки интересов фирмы с личными интересами данных работников. Самый простой способ -
лимиты (денежные) на приобретение сырья, материалов, комплектующих и других средств
производства. Если фактически истрачено меньше средств, то на основе внутреннего контракта
возникает ситуация, когда сэкономленные для компании средства в определенной пропорции делятся
между фирмой и конкретными работниками, обеспечившими этот успех.
Вторая возможность образования монополистических тенденций во внутренней среде фирмы, связанная
с закреплением определенной функции за конкретным подразделением, возникает на стадии сбыта
готовой продукции.
Опять появляются “хорошо знакомые” (теперь покупатели). Соответствующие работники не имеют
явного интереса искать иных покупателей, готовых платить больше за представленную продукцию.
Результат тот же, что и в первом случае, - потери для фирмы и проявление оппортунистического
поведения. “Лекарство” от данной болезни также уже известно - лимиты (в этом случае предельный
уровень цены реализации). Если отделу сбыта удастся продать продукцию дороже, то на основе
внутреннего контракта “экономия” будет разделена между фирмой и конкретными людьми,
причастными к ее возникновению.
Следует заметить, что форм монополизма, образующихся во внутренней среде фирмы, может быть
достаточно много. Помимо специально описанных к таковым можно отнести, например, оппортунизм
Hosted by uCoz