Navigation bar
  Print document Start Previous page
 65 of 142 
Next page End  

10-11% ВВП, а в расчете на тысячу жителей в стране имеется всего 5,65 предприятия такого типа. Для
развитых стран эти показатели составляют соответственно 49-78% и 50-67%. На каждую тысячу
населения приходится до 74,2 фирмы
. Усилия государства, даже незначительные, по развитию и
поддержке малого предпринимательства, пока не приносят ощутимых результатов. Российские
бизнесмены, организуя предприятия, сразу ориентируются на ограничение риска убытков, предпочитая
переложить основную ответственность на создаваемое юридическое лицо. Поэтому в огромных
размерах привлекаются средства мелких вкладчиков, банки предоставляют, а предприятия получают
значительные кредиты: собственники и высший менеджмент рискуют только своим вкладом, зачастую
не очень заботясь об эффективности использования “чужих” средств.
Ускоренный процесс создания новых экономических структур и быстрая широкомасштабная
приватизация вылились в шаблонные организационно-правовые формы предприятий. Созданные по
инициативе заинтересованных учредителей фирмы, как правило, начинали и продолжают длительное
время функционировать в закрытых экономически и организационно формах - обществах
(товариществах) с ограниченной ответственностью или закрытых акционерных. Даже крупные
банковские структуры (МЕНАТЕП, “Мост-банк”, в Карелии - “Нордвестбанк”, Банк “Онего”) не
избежали данного соблазна. Обоснование такого выбора организационно-правовых форм достаточно
очевидно.
Что касается приватизированных предприятий, то их организационные формы определялись зачастую
принудительно, нормативными актами государства. При этом решающей была проблема контроля:
сохранение его в руках государства, передача трудовым коллективам или сторонним (частным
инвесторам). Для решения этой задачи наиболее подходила организационно-правовая форма открытого
акционерного общества, ее достоинством в условиях экономического кризиса была внутренне присущая
возможность легального и быстрого передела приватизированной собственности.
Существенно различаются организационно-правовые формы предприятий в зависимости от отраслевой
принадлежности: в реальном секторе экономики наиболее распространены открытые акционерные
общества (за исключением отдельных отраслей - строительство, пищевая промышленность,
производственная инфраструктура), сфера финансовых, страховых, торговых услуг характеризуется
закрытостью для потенциальных и заинтересованных инвесторов, отсутствием информации,
непредсказуемостью и неожиданностью результатов функционирования (ООО, ЗАО).
Специфика организационно-правовых форм предприятий России, их структурная неадекватность
потребностям возрождения российской экономики вносят свою долю в деформацию отношений
собственности и препятствуют широкому вовлечению в воспроизводственный процесс имеющихся у
населения и фирм финансовых ресурсов.
3.5. Структура собственности 
капитала в развитых рыночных странах и России
Структура собственности капитала в развитых рыночных странах и России. Основные субъекты
собственности в рыночной экономике. Их характеристика. Роль государства. Структура собственности
на акционерный капитал в США, Японии, России. Специфика отношений собственности - контроля -
управления в России. Тенденции изменения отношений собственности и контроля. Особенности
российского менеджмента, вытекающие из комбинации собственности и контроля.
Теория организации не может в анализе взаимосвязи собственности и эффективности экономической
деятельности ограничиться классическим тезисом либеральной экономической теории о
неограниченном потенциале развития, содержащемся в частной собственности. Необходимо изучение
структуры собственников, механизмов их взаимодействия и способов обеспечения единства действий в
рамках тех или иных организационно-правовых форм. Определяющая роль частной собственности
должна проявиться в результатах функционирования предприятий и экономическом прогрессе
общества.
Совокупность субъектов собственности, представленных в рыночной экономике, можно разделить на
три группы: домашние хозяйства (семьи, индивиды, физические лица); представители
негосударственного сектора экономики (индивидуальные предприятия, партнерства и корпорации);
организации, представляющие интересы государства
. В рамках теории организации этих субъектов
следует рассматривать и анализировать в качестве структурных компонентов (владельцев) и источников
развития общественного капитала.
Домашние хозяйства, в основном ориентированные на конечное потребление материальных благ,
представляют определенный интерес как источники финансовых ресурсов и потенциальные участники
Hosted by uCoz