Navigation bar
  Print document Start Previous page
 72 of 142 
Next page End  

координации и упорядочивания элементов. Соотношение понятий “упорядочивание”, “координация”,
“регулирование”, “управление” применительно к внутренней среде экономической организации.
Рассматривая в предыдущих главах проблемы экономической сущности и организационно-правовой
формы организации, авторы лишь предполагали наличие совокупности внутриорганизационных
процессов, закономерно обеспечивающих развитие предприятия как системы: выделение элементов
определенного качества, их строгая функциональная роль в организации, взаимоотношения этих
элементов. Системный подход требует, кроме того, рассмотрения любой организации как компонента
внешней среды (описывающей системы). Безусловная открытость экономических организаций
предъявляет особые требования к их структурно-процессуальным характеристикам.
Само создание любой экономической организации доказывает лишь то, что она помогает создавшим ее
людям совместно достичь целей, не достижимых ими в одиночку. Поэтому организацию можно
рассматривать и как средство достижения определенных целей. Но способ соединения
заинтересованных лиц должен обеспечить их взаимодействие, сделать их труд совместным.
Установление и выполнение определенных правил и процедур позволят членам организации не просто,
но согласованно взаимодействовать. Факт институционального оформления этого взаимодействия
должен найти выражение, с одной стороны, в структуре, с другой – во внутриорганизационных
процессах, обеспечивающих функционирование предприятия во времени и в пространстве.
Важнейшими из этих процессов являются те, которые позволяют организации достигать поставленных
целей и адекватно реагировать на изменения среды, а именно: упорядочивание, координация и
регулирование. 
В структурном отношении любая организация представляет собой множество связанных между собой и
особым образом упорядоченных компонентов, которые обладают целостностью и единством во
взаимодействии с внешней средой. 
Упорядочивание элементов организации можно представить как процесс “расстановки” элементов
организации в определенном отношении друг к другу. Основой упорядочивания выступает разделение
труда: горизонтальное, если речь идет об обособлении этапов последовательно выполняемых работ
(закупка сырья, производство товара, его реализация), и вертикальное, подразумевающее распределение
работ в организации по уровням иерархии.
Горизонтальное разделение труда – наиболее очевидная черта организации. Разделение единого
организационного процесса работ на составляющие и закрепление за ними конкретных работников
присутствует даже в самых маленьких организациях. Иерархия же предполагает особое расположение
составных частей (элементов) организации – от высшего к низшему. Тем самым один элемент как бы
ставится над другим. 
Горизонтальное разделение труда реализуется по преимуществу в процессах координации,
соотносительного развития элементов организации в процессе их взаимодействия. Координация создает
эффект согласованного функционирования частей организации, деятельность и совершенствование
отдельного элемента имеют место и значение там и тогда, где и когда остальные элементы
пропорционально изменяются. Иерархия предполагает не только координацию, но и субординацию во
взаимоотношениях элементов – систему подчинения нижестоящих уровней вышестоящим.
Координация и субординация характеризуют организацию как совокупность устойчивых связей ее
структурных подразделений и уровней управления. Горизонтальные связи обеспечивают их
эффективное взаимодействие в осуществляемой последовательности производственной деятельности,
это связи между примерно равными в иерархическом отношении элементами. Их специфика
заключается, как правило, в организационной неоформленности. Способом формализации
горизонтальных связей может быть выделение специального персонала или подразделения, которые
осуществляют организацию взаимодействия равностатусных элементов. В линейно-штабных
структурах эту роль выполняет штаб организации. 
Вертикальные связи – атрибут иерархизированных организаций, они соединяют различные их уровни и
образуют “вертикаль власти”.
В любой организации существует обратная связь между количеством элементов и возможностями их
координации: чем больше число относительно самостоятельных подразделений, тем труднее идут
процессы координации их деятельности. Разрешить это противоречие можно группировкой,
организационным обособлением схожих работ и их исполнителей. Этот процесс в теории менеджмента
получил название “департаментизация”
. Выделяют ее четыре основных типа, которые реализуются в
тех или иных организационных структурах организаций.
Hosted by uCoz