Navigation bar
  Print document Start Previous page
 83 of 142 
Next page End  

структура появляется как ответ менеджмента на необходимость либо сократить размеры предприятий,
либо разработать набор внутренних контрактных соглашений.
Определяющее организационное преимущество М-структур - выделение как самостоятельного
стратегического уровня управления, раздельное принятие стратегических и оперативных решений.
Реализация этого требует наличия особого высшего менеджмента. Во-первых, он должен быть наделен
достаточными полномочиями для выработки и принятия адекватных интересам корпорации в целом
стратегических решений. Для этого не только требуются высококвалифицированные специалисты и
“генеральный штаб” компании (эксперты, консультанты, помощники-экономисты, финансисты,
юристы), высшее руководство должно располагать стратегическими ресурсами. Единственным их
источником остается текущая хозяйственная деятельность входящих в М-структуру организаций.
Поэтому, во-вторых, высшее руководство должно иметь возможность постоянного контроля
эффективности деятельности структурных элементов компании. Понятно, что такой контроль должен
иметь рыночный характер и оказывает стимулирующее воздействие на функционирование структурных
подразделений.
Если же посмотреть на рассматриваемый процесс “снизу”, то следует признать не только факт глубокой
декомпозиции компании и предоставления составляющим организации широкой оперативной
самостоятельности. Происходит отождествление выделенных подразделений (хозяйственных операций)
внутри фирмы. Это позволяет создать оригинальные полуавтономные системы, играющие
специфические роли в корпоративном “спектакле” - центры прибыли, ответственности, инноваций и др. 
С функциональной точки зрения вышесказанное означает преодоление смешения процессов
координации и реализации стратегии, характерного для унитарных, а, зачастую и холдинговых
организаций. В М-структуре координационные аспекты менеджмента передаются исключительно
подразделениям и закрепляются за ними, стратегия становится прерогативой и уделом высшего
руководства компании.
Конечно, стратегия в таких условиях выступает как специфическая деятельность, в известном смысле
“поднятая над” подразделениями. Но реализация стратегии невозможна без ее “расписывания” между
подчиненными структурами. Стратегический аспект взаимодействия высшего менеджмента и
руководства подразделений предполагает, прежде всего, решение проблем внутрифирменного
распределения инвестиционных ресурсов. Рациональное размещение инвестиций позволяет преодолеть
одно из проявлений оппортунизма холдингов - реинвестирование прибыли генерирующими ее
подразделениями. В М-структуре стратегические ресурсы становятся объектом инвестиционной
конкуренции подразделений. Тем самым М-структура организационно предстает в качестве
микрорынка капитала, одновременно создавая экономически обоснованные условия для распределения
ресурсов и осуществления мониторинга деятельности подразделений. Концентрация финансовых
средств диверсифицированных подразделений высшим руководством дополняется рыночным
характером их вложений в экономически эффективные стратегические проекты. 
Таким образом, организации, построенные по типу М-структуры, сохраняют положительные качества
дивизиональной департаментизации и дополняют их эффективно действующими механизмами
внутрифирменного контроля и распределения ресурсов, выработки и реализации адекватной
корпоративной стратегии.
Классическим примером корпорации, организованной по типу М-структуры одной из первых (конец 20-
х годов), является одна из крупнейших в мире индустриальных транснациональных корпораций -
компания Дюпон (Du Pont). Основанная в 1802 году, она занимает в современном мире лидирующее
положение на рынке высокотехнологичной продукции: среди стратегических направлений
деятельности нефть и химикаты, полимеры и волокна, агрохимия и фармацевтика. Сегодня в компании
занято более 100 тысяч человек, годовые доходы составляют 44 млрд. долларов. Она обладает
огромным инновационным потенциалом изобретений, производства и внедрения прогрессивных
технологий и материалов. Ежегодные инвестиции в научные разработки превышают 1 млрд. долларов.
Отличительными чертами менеджмента являются умение работать в команде и корпоративный дух.
Никто не указывает менеджерам, как и что делать для достижения намеченной цели, - они действуют
так, как считают нужным в силу своего профессионализма, опыта и теоретических знаний
.
Анализ потенциала М-структуры, в конечном счете, должен завершиться ответом на вопрос: удалось ли
данной организационной форме ликвидировать оппортунизм прежних типов структур? Безусловно,
организационное реформирование сняло остроту проблемы. Менеджмент стал достаточно свободен в
решении стратегических вопросов. Понятное корыстное тяготение собственников к финансовым и
иным решениям, ведущим к росту текущей прибыльности и повышению рыночной цены акций, в
Hosted by uCoz