Navigation bar
  Print document Start Previous page
 92 of 142 
Next page End  

Нетрудно заметить, что такой менеджерский ресурс, как стратегия, является ограниченным в своем
использовании. Дав фирме первоначальный толчок в развитии (росте эффективности
функционирования организации), он в дальнейшем уже не может постоянно (регулярно) давать
возможность получения дополнительных доходов компании. Следовательно, менеджеры должны
искать иные специфические ресурсы, которые бы позволили фирме повышать эффективность
функционирования организации.
Такими ресурсами становятся маркетинг и финансовый менеджмент. Достаточно активно они стали
использоваться на Западе с 60-х годов нашего века.
Маркетинг, как известно из теории, вполне эффективен (позволяет увеличить сбыт продукции,
расширить собственный рыночный сегмент и проч.) в условиях насыщенных рынков. Хотя маркетинг
возник на несколько десятилетий раньше (в 30-годы), но только после трансформации на рынках
основных товаров, когда изменилось само соотношение между спросом и предложением в пользу
первого, он стал специфическим менеджерским ресурсом, использование которого позволило при
сопоставлении результатов и затрат получать превышение первого над вторым (т. е. положительный
эффект в конечном итоге).
Не стоит специально доказывать, что маркетинг - очень недешевое удовольствие для фирмы
(исследование рынка, изучение товара, поставщиков, конкурентов, поведения потребителя, его вкусов и
предпочтений и т. д. связан с реальными дополнительными затратами как явными (дополнительные
бухгалтерские издержки), так и неявными (вмененные, трансакционные и проч. издержки)).
Источником дополнительных затрат становится и такая специфическая форма маркетинга, как
стратегический маркетинг.
Маркетинг как менеджерский ресурс, повышающий эффективность функционирования организации, не
исчерпал себя. Справедливости ради стоит сказать о том, что в настоящий момент одновременно
используются несколько таких специфических ресурсов.
Вообще стоит отметить, что, рассматривая общую логику и историю менеджмента под углом зрения
применения специфических менеджерских ресурсов, авторы прекрасно осознают, что в реальной
действительности менеджеры могут использовать не один, и даже не два из анализируемых ресурсов
одновременно, а почти все или все. Для нас важно, что существует некая логическая, подтверждаемая
ходом исторического процесса последовательность вовлечения менеджерских ресурсов в конкретный
фирменный оборот.
Теоретической основой здесь могут служить несколько, одновременно существующих, менеджерских
концепций, например, школы количественного подхода, системного анализа, ситуационного подхода. В
рамках именно этих теоретических подходов и стоит анализировать такие конкретные менеджерские
ресурсы, как стратегия, маркетинг, финансовый менеджмент и собственно структура компании
(управление структурой).
Теперь настало время остановиться на таком специфическом менеджерском ресурсе, как финансовый
менеджмент.
Вряд ли стоит специально описывать важность финансов для любой фирмы. “Денежный язык” -
универсальный язык всех экономических субъектов. Все они прекрасно его понимают, для них это один
из основных каналов получения информации (вспомним, что рынок, контрактная система, да и
внутрифирменная иерархия характеризовались нами с точки зрения движения информации и
определялись как большие информационные системы).
Но нас интересуют здесь не финансы сами по себе, а возможность управления ими для повышения
эффективности функционирования фирм.
Активное использование данного ресурса также приходится на 60-е годы нашего века. Именно в этот
период отношение к финансовому менеджменту изменилось и он выдвинулся на одно из первых мест в
технологическом арсенале менеджеров.
Сам по себе финансовый менеджмент является источником дополнительных затрат (явных и неявных).
Однако его правильное использование позволяет сократить величину оборотных средств, которые
необходимы компании для успешного функционирования. Умелое управление финансами может
приносить и чистый, явный дополнительный доход за счет минимизации рисков, грамотного
распределения инвестиционного портфеля, получения большей прибыли от умелого оперирования на
рынках различных финансовых активов и т. д. Технологические приемы, которые использует
финансовый менеджмент, достаточно хорошо известны и описаны. К ним следует отнести эффект
финансового рычага, эффект операционного рычага, комплексное управление текущими активами и
текущими пассивами, выбор инвестиционного проекта и выработку финансовой стратегии.
Hosted by uCoz