Navigation bar
  Print document Start Previous page
 94 of 142 
Next page End  

Можно ли сформулировать некие правила, которые дают возможность с положительным эффектом для
организации пользоваться специфическими менеджерскими ресурсами?
Вероятно, да, если мы сможем определить те факторы (причины, условия), которые влияют на данную
ситуацию.
Прежде всего - это размер фирмы (величина основного капитала, количество занятых, объем
производства, доля рынка, величина рыночного сегмента, занимаемого в настоящее время, и проч.). В
конечном итоге - это возможности, которыми располагает фирма. Чем они больше, тем больше и
возможности эффективно использовать специфические менеджерские ресурсы (и наоборот). Это -
правило ¹ 1.
Во-вторых, - это состояние внешней среды (мера неопределенности, степень риска для экономических
субъектов), которое самым непосредственным образом влияет на соотношение результат - затраты
применительно к специфическим менеджерским ресурсам. Чем неопределеннее внешняя среда и чем
больше риск для экономических субъектов, который она порождает, тем ниже эффективность
использования специфических менеджерских ресурсов (и наоборот). Это - правило ¹ 2.
Третье обстоятельство, которое необходимо учитывать в данном случае, - это мера независимости
экономического субъекта в принятии решений (степень его суверенитета на рынке). Поэтому правило
¹ 3 будет звучать следующим образом: чем самостоятельнее экономический субъект в своих
действиях на рынке (при принятии решений), тем с большим положительным эффектом он может
использовать специфические менеджерские ресурсы (и наоборот).
Еще один очень важный момент связан с самими специфическими менеджерскими ресурсами. Заметим,
что нормирование, рационирование, использование потенциала бюрократической организации,
мотивация и, наконец, управление собственно структурой - это ресурсы, связанные преимущественно с
состоянием внутренней среды фирмы, параметры которой во многом определяются менеджерами
компании, а стратегия, маркетинг, управление финансами - с состоянием внешней среды фирмы,
параметры которой менеджеры, в лучшем случае, могут только учитывать.
Отсюда можно вывести еще одно правило. Фирма в состоянии использовать с высокой вероятностью
получения конечного эффекта такие специфические менеджерские ресурсы, как нормирование,
рационирование, бюрократическая организация, мотивация, управление собственно структурой
фирмы. Применение же стратегии, маркетинга, управления финансами дает конечный эффект с
меньшей вероятностью. Это - правило ¹ 4.
Заданные этими правилами “рамки” дают возможность фирме принимать конкретное решение об
использовании того или иного специфического менеджерского ресурса или их совокупности.
Очевидно, что максимальный эффект может быть получен капиталами-монополиями, которые
“вписываются” во все рассматриваемые ограничения. 
С другой стороны, мелкие предприятия, субподрядчики, работающие на основе франчайзинговых и
иных отношений, имеют меньше возможностей для использования специфических менеджерских
ресурсов.
Что касается тех специфических менеджерских ресурсов, которые связаны с внутренней средой
организации, то, вероятно, принципиальных различий в их использовании между крупными
независимыми и мелкими зависимыми компаниями (фирмами) не так уж и много (возможно, ими даже
можно пренебречь).
Для нас наиболее интересным являются два из описанных специфических ресурса - потенциал
бюрократической организации и управление собственно структурой компании (фирмы). Несмотря на
известные возможности крупных капиталов-монополий по сравнению с небольшими фирмами, и те и
другие в одинаковой степени могут с положительным конечным эффектом использовать
преимущества упорядоченности элементов организации потому, что они являются элементами
внутренней среды организации (подробнее об этом см. 8, 9.1, 9.2, 9.3, 9.4).
В заключение данного раздела несколько слов о специфике российских фирм в использовании
упомянутых менеджерских ресурсов. Здесь нам могут помочь сформулированные выше правила.
Прежде всего, для российских компаний актуально использование таких специфических менеджерских
ресурсов, которые фактически “лежат на поверхности” - нормирование и рационирование (организация
элементарного учета). Наведение надлежащего порядка на производстве и в фирме в целом сулит
большой эффект и даст значительный прирост производительности труда. Здесь можно привести
любопытный пример из реальной российской действительности.
Один зарубежный консультант столкнулся на одном российском предприятии со специфическим
поведением персонала на складе. Люди что-то куда-то передвигали, при этом постоянно смотря вверх.
Hosted by uCoz