Navigation bar
  Print document Start Previous page
 112 of 197 
Next page End  

не просто отдельно взятые высокопоставленные чиновники и управляющие: нити от них тянутся «на
места», к маклерам по недвижимости, семейным фирмам субподрядчиков и к бюрократам среднего
ранга.
Другая проблема этического характера связана с современными технологическими
достижениями. Компьютерные и телекоммуникационные системы облегчают молниеносную передачу
внешне безобидной информации, которая, однако, способна причинять многомиллиардный ущерб. А с
помощью обычного офисного ксерокса и бутылочки с корректирующей жидкостью можно
«подправить» рецепт, письмо или резюме. Судя по всему, любая техническая новинка открывает новые
возможности для распространения неэтичных поступков.
Если же добавить ко всему этому тот факт, что характер работы постепенно усложняется, а
рабочая сила становится все более разнообразной, то в результате перед каждым из нас встанут новые
этические дилеммы. Возьмем, например, работу беременных женщин на компьютерных терминалах.
Есть ряд свидетельств в пользу того, что испускаемое компьютерами излучение может приводить к
выкидышам или заболеваниям у плода. Но пока окончательного вывода по этому вопросу не сделано,
как следует поступать с беременной женщиной, отвечающей за ввод данных в компьютер: следует ли
освободить ее от работы, перевести на другую должность, заставить ее работать на терминале по-
прежнему; а может быть, ей следует уйти с работы? И точно так же, следует ли инструкции по технике
безопасности печатать на испанском, корейском и других языках, чтобы они были понятны всем
рабочим? И следует ли заставлять всех говорить на свой собственный страх и
риск на своем родном
языке? Еще четверть века назад, когда среди работающих в Америке преобладали англоговорящие
мужчины, подобные проблемы решать не приходилось.
Игра с правдой
Этические проблемы вкупе с оригинальными способами их решения часто встречаются нам и в
популярной культуре. Возьмем, например, сцену из мюзикла «Скрипач на крыше».
Его герой Тевье, который, как нам кажется, был интуитивным этиком в сенсорно-рациональном
мире еврейского традиционализма, оказался в щекотливом положении. Пообещав свою дочь в жены
мяснику Лазарю Вольфу, он обнаруживает, что на самом деле она любит другого. Его обязанность
выполнить данное Лазарю обещание идет вразрез с его же чувством ответственности за счастье дочери.
Стремясь освободиться от своего обещания, чтобы не обременять
свою совесть, Тевье
притворяется, что видел «вещий сон», в котором к
нему приходит покойная жена Лазаря Вольфа и
умоляет Тевье не отдавать его дочь за ее овдовевшего мужа. «Проснувшись», Тевье сообщил об этом
«сне» своей жене, ответ которой предугадывался сам собой: «Свадьбу нужно отменить».
Теперь., заручившись благословением жены, Тевье чувствует себя вправе сообщить Лазарю, что
брачное обязательство не имеет силы.
Будучи образцовым интуитивным этиком, Тевье пошел на поводу у своей любви к дочери,
позволив ей связать жизнь с человеком, которого она по-настоящему любила. Он сделал это, не
нарушив никаких правил и не изменяя своему слову, поскольку жена освободила его от
ответственности по данному обязательству. Для Тевье это небольшое отклонение от этических норм
выглядело вполне этичным.
---
По мере того как ситуация с этикой усложнялась, все яснее становилось только одно: единой
точки зрения на этику не существует.
Отсутствие единодушия в этических подходах распространяется и на целые компании.
Этические аспекты их деятельности разнятся так же, насколько разнятся они у индивидов,
управляющих этими компаниями. Например, организация,
где господствующим типом является ISTJ,
займет в этических вопросах диаметрально противоположную позицию по сравнению с компанией, где
преобладает тип ENFP. Более того, любая компания отождествляется со свойственным ей высоким
этическим уровнем, либо с сомнительной этической позицией, либо с полным отсутствием этики. Мы
называем различные компании консервативными или либеральными, реакционными или
прогрессивными, молодыми или старыми, но все это лишь приклеенные на скорую руку неточные
ярлыки, каждый из которых характеризует определенную этическую среду.
За последние годы корпоративная этика вкупе с этикой личной переходит из ведения религии и
семьи в ведение законов. Если прежде для решения этических дилемм мы полагались на помощь
духовных наставников или близких людей, то теперь мы обращаемся за помощью к присяжным,
Hosted by uCoz