Navigation bar
  Print document Start Previous page
 50 of 197 
Next page End  

убеждены, что если все проникнутся таким же энтузиазмом, то производительность, прибыли и
гордость за свое дело взлетят до небес. Однако несмотря на всю восторженность интуитов по
отношению к этому понятию, оно для них остается не более чем теорией, для претворения которой в
жизнь требуется больше ответственности, чем та, на которую могут подвигнуть себя большинство
интуитов. В их представлении работа в команде хороша для всех, кроме них самих, и в этом они
напоминают родителей, которые отвозят своих детей в воскресную школу, но никогда не пойдут туда
сами. Интуиты, так же как и сенсорики, могут эффективно работать в команде, однако для того чтобы
перейти от отвлеченных понятий к реальным действиям, им потребуется сделать над собой усилие.
Как подходят к командной работе логики и этики
В
то время как логики видят в командной работе лишь те ее аспекты, которые способствуют
достижению цели, этики видят лишь взаимодействие людей на пути к этой цели. Не нужно обладать
большим запасом воображения, чтобы представить себе, какую головную боль могут вызывать подчас
такие расхождения. По мнению логика, если работа выполнена, но участники проекта в итоге не
разговаривают друг с другом, это все же укладывается в рамки хорошей командной работы: достижение
цели и означает для них успех. Надо ли говорить, что для этика такая ситуация — это без малого
катастрофа, поскольку важнее всего для него дух команды. Именно этики обычно говорят: «Если в
коллективе есть сплоченность, командный дух и видение цели, ему по плечу любая задача, от
выполнения работы в срок до сбора денег для «Юнайтед Уэй».
[Ассоциация добровольных местных
организаций США, Канады и других стран по оказанию медицинской помощи и различных социальных
услуг; проводит регулярные кампании по сбору добровольных пожертвований. — Переводчик.]
Мы убеждены, что именно эти стили командной работы лежат в основе двух различных моделей
управления — американской и японской. Исторически сложилось так, что американская философия
бизнеса воплотила в себе классическую «логическую» модель, построенную на взаимозаменяемости
работников: «Мы хорошо вам платим, а если вы не хотите работать, мы подыщем на ваше место того,
кто будет работать, или заменим вас машиной». На личные проблемы, лень и даже перерывы на кофе
сторонники этой модели смотрят косо, а иногда открыто противодействуют этому. (Те из читателей,
кому еще нет пятидесяти, уже не застали тех событий сорокалетней давности, когда ради перерывов на
кофе профсоюзы специально договаривались с работодателями.) Сродни этой философии и такой
постулат менеджмента: «Я не обязан любить вас, — главное, чтобы мы справлялись с работой».
Что же касается японской модели менеджмента, то она, напротив, является «этической», и
основной акцент в ней делается на командной работе, индивидуальной психологической поддержке, а
также вере в то, что в вопросах производительности труда целое — это больше, чем сумма его частей.
Независимо от своих личных чувств, каждый из членов команды демонстрирует заботу обо всех
остальных, ценит их вклад в работу и признает, что без их участия в деятельности команды достижение
личных, профессиональных и общественных успехов было бы затруднено.
Различия между логическим и этическим предпочтениями обходить особенно трудно, поскольку
они отражают противоположные и при этом глубоко укоренившиеся философии труда: на одном
полюсе находятся производительность труда, разум и выполнение задачи, на другом — сам процесс
труда, чувства и люди. Очевидно, нельзя считать, что одна из этих философий лучше или хуже другой,
поскольку мы испытываем необходимость и в продуктах, и в услугах, и в разуме, и чувствах, и так
далее. Как показывает история (и здравый смысл), компания, в которой нет моральной сплоченности,
едва ли преуспеет на рынке. Но верно и обратное: тесная сплоченность без внимания к фактам и срокам
работ приведет к тому, что компания окажется почти непредсказуемой в своей деятельности.
Типоведение является своего рода связующим звеном между двумя этими необходимыми
подходами — логическим, согласно которому успешно работающая компания не должна упускать из
виду стоящие перед ней ориентиры — ее цели, и этическим, согласно которому для достижения этих
целей необходимо уделять внимание людям, выполняющим работу. Оно подчеркивает тот факт, что
людям не следует изменять свои личные предпочтения, чтобы чему-то соответствовать, даже если тем
самым они пойдут наперекор большинству, и утверждает также, что вклад таких людей в дело отчасти и
заключается в том, чтобы быть самими собой.
Мы не устаем подчеркивать, как важно создавать команды таким образом, чтобы в них
совмещались логический и этический подходы. История американского предпринимательства знает
немало примеров того, как компании полагались исключительно на логическую модель (согласно
которой качество работы говорит само за себя), игнорируя более субъективные, эмоциональные
Hosted by uCoz