Navigation bar
  Print document Start Previous page
 100 of 250 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
себя новому закону. В самый ранний период христианства женщины, если они
подчинялись Церкви, пользовались относительным уважением; они являли примеры
мученичества вместе с мужчинами; между тем участвовать в культе они могли лишь на
второстепенных ролях; «дьяконессам» разрешалось выполнять только светские
обязанности: ухаживать за больными, помогать бедным. И если считается, что брак — это
институт, требующий взаимной верности, то само собой разумеется, что жена должна
всецело подчиняться мужу; через святого апостола Павла утверждается еврейская, яро
антифеминистская, традиция. Апостол Павел предписывает женщинам скромность и
сдержанность; на основе Ветхого и Нового завета он формулирует принцип подчинения
женщины мужчине. «Ибо не муж от жены, но жена от мужа, и не муж создан для жены, но
жена для мужа». И в другом месте: «Но как Церковь повинуется Христу, так и жены
своим мужьям во всем». В религии, проклинающей плоть, женщина представлена самым
страшным искушением дьявола. Тертуллиан пишет: «Женщина, ты — врата дьявола. Ты
смогла убедить того, против которого дьявол не осмеливался выступить в открытую. Это
из-за тебя Сыну Божьему пришлось умереть; тебе следовало бы всегда ходить в трауре и в
лохмотьях». Святой Амвросий: «Ева склонила Адама ко греху, а не Адам Еву. И
справедливо, чтобы женщина имела господином того, кто был склонен ею ко греху». И
святой Иоанн Златоуст: «Среди всех диких зверей не найти никого, кто был бы вреднее
женщины». Когда в IV веке складывается каноническое право, брак представляется
уступкой человеческим слабостям и считается несовместимым с христианским
совершенством. «Возьмем в руки топор и уничтожим на корню бесплодное дерево брака»,
— пишет святой Иероним. А со времен Григория VI, когда священникам было предписано
безбрачие, опасный характер женщины стал подчеркиваться еще строже — все Отцы
Церкви говорят о ее низости. Святой Фома Аквинский будет верен этой традиции,
заявляя, что женщина — это всего лишь «случайное», незавершенное существо, нечто
вроде неудавшегося мужчины, «Мужчина возвышается над женщиной, как Христос
возвышается над мужчиной, — пишет он. — Женщина неизменно должна жить под
властью мужчины и не иметь на своего главу никакого влияния». Поэтому единственный
вид брака, который признает каноническое право, — это брак с приданым, обрекающий
женщину на бесправие и бессилие. Ей не только запрещено занимать мужские должности,
но даже не разрешается обращаться к правосудию и свидетельство ее не учитывается. В
смягченном виде влияние Отцов Церкви распространяется и на императоров;
законодательство Юстиниана с почтением относится к женщине как к супруге и матери,
но полностью подчиняет ее этим функциям; причина ее бесправия не в том, что она
женщина, а в ее положении внутри семьи. Развод запрещается, а брак должен заключаться
публично; мать имеет над детьми такую же
 
127 
власть, как и отец, и такие же права на их наследство; если муж умирает, она становится
их законной опекуншей. В сенатское постановление Веллея вносятся изменения: отныне
она может вступаться за третьих лиц, но не может заключать контракты от имени мужа;
приданое ее становится неотчуждаемым — оно считается достоянием детей, и ей
запрещается им распоряжаться.
На территориях, занятых варварами, на эти законы накладываются германские традиции.
У германцев были особые нравы. Вождей они знали только во время войны; в мирное
время семья представляла собой автономное общество; похоже, она была чем-то средним
Hosted by uCoz