Navigation bar
  Print document Start Previous page
 101 of 250 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
между кланами с материнской филиацией и патриархальным родом; брат матери имел
такую же власть, как отец, и оба они сохраняли влияние на свою племянницу и дочь,
равное влиянию мужа. В обществе, где любое право обеспечивалось грубой силой,
женщина была фактически абсолютно бессильна, но за ней признавались права, гарантией
которых была ее зависимость от двух различных домашних властей; порабощенная, она
все'же пользовалась уважением; муж покупал ее — но сумма сделки составляла
наследство, становившееся ее собственностью; кроме того, отец давал за ней приданое;
она получала долю в отцовском наследстве, а в случае убийства родителей — долю
компенсации, выплачиваемой убийцей. Семья была моногамной, измена строго каралась,
брак почитался. Женщина всегда оставалась под опекой, но жила в тесном сотрудничестве
с мужем. «В мире и на войне она разделяет его судьбу, вместе с ним живет, вместе с ним
умирает», — пишет Тацит. Во время битв она приносила воинам еду и вдохновляла их
своим присутствием. Если она оставалась вдовой, могущество покойного супруга
частично передавалось ей. Бесправие, коренившееся в ее физической слабости, не
считалось выражением морального несовершенства. Женщины были жрицами,
пророчицами, а это наводит на мысль, что они были лучше образованны, чем мужчины.
Позже в наследуемом имуществе среди предметов, по праву предназначавшихся
женщинам, встречались драгоценности и книги.
Именно эта традиция получает развитие в средние века. Женщина находится в
абсолютной зависимости от отца и мужа: во времена Хлодвига над ней всю жизнь тяготел
mundiuml, но франки отказались от германского целомудрия; при Меровингах и
Каролингах процветает полигамия; женщину выдают замуж без ее согласия, муж может
развестись с ней, когда вздумается, он властен над ее жизнью и смертью; с ней
обращаются как с прислугой. Она находится под защитой законов — не только в качестве
собственности мужчины и матери своих детей. Назвать ее проституткой, не представив
тому доказательств, — это оскорбление, за которое приходится платить в пятнадцать раз
дороже, чем за
1 Обет верности {лат.).
 
128 
любое оскорбление, нанесенное мужчине [..похищение замужней женщины
приравнивается к убийству свободного мужчины; пожатие руки замужней женщины
влечет за собой штраф от пятнадцати до тридцати пяти су; аборты запрещены и караются
штрафом в сто су; убийство беременной женщины стоит в четыре раза дороже, чем
убийство свободного мужчины; женщина, доказавшая свою способность к материнству,
ценится втрое дороже, чем свободный мужчина; но, когда она уже не может рожать, она
теряет всякую цену; выйдя замуж за раба, она оказывается вне закона, и родители имеют
право ее убить. Как личность она не имеет никаких прав. Впрочем, когда мощь
государства возрастает, намечается та же тенденция, что мы наблюдали в Риме: опека над
недееспособными, детьми и женщинами перестает быть правом семьи, а становится
публичной обязанностью; со времен Карла Великого тяготевший над женщиной mundrom
начинает принадлежать королю; сначала он вмешивается только в тех случаях, когда
женщина лишается своих кровных опекунов; потом понемногу присваивает себе
полномочия семьи; но эта перемена не приводит к эмансипации франкской женщины.
Mundium становится для опекуна обязанностью; его долг — покровительствовать своей
подопечной, а для последней это покровительство означает все то же рабство, что и
Hosted by uCoz