Navigation bar
  Print document Start Previous page
 107 of 250 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
женщине, во всех странах утвердились частная собственность и семья, и женщина
подчинялась требованиям этих институтов.
Во всех странах одно из следствий порабощения «честной женщины» семьей — это
наличие проституции. Лицемерно поставленные вне общества, проститутки играют в нем
чрезвычайно важную роль. Христианство клеймит их позором, но принимает как
необходимое зло. «Уничтожьте проституток, — говорил Блаженный Августин, — и
общество погрязнет в распутстве». А позже святой Фома Аквинский — или по крайней
мере тот теолог, что подписал его именем IV книгу «De regimine principium» (« правлении
властителей»), — заявляет: «Отнимите у общества публичных женщин, и разврат
заполнит его всяческими беспорядками. Проститутки в городе подобны отхожему месту
во дворце; уничтожьте отхожее место, и дворец станет местом грязным и смрадным». В
период глубокого средневековья в нравах царила такая свобода, что в девицах легкого
поведения почти не было надобности; но когда сложилась буржуазная семья и стала
строго соблюдаться моногамия, мужчине пришлось искать увеселений вне семейного
очага.
Напрасно капитулярий Карла Великого со всей возможной строгостью запретил
проституцию, напрасно Людовик Святой приказал в 1254 году изгнать проституток, а в 12
6 9-м — разрушить злачные места: в Дамьетте, как говорит Жуанвилль, палатки
проституток прилегали к палатке короля. Усилия Карла IX во
 
135 
Франции и Марии-Терезии в Австрии, как покажет позже XVIII век, в равной мере
оказались тщетными. Организация общества делала проституцию необходимой.
«Проститутки, — высокопарно заявит Шопенгауэр, — это жертва человечества на алтарь
моногамии». А специалист по истории европейской морали Лекки формулирует ту же
самую мысль следующим образом; «Будучи высшим проявлением греха, они наиболее
рьяно оберегают добродетель». Их положение часто справедливо сравнивали с
положением евреев, с которыми у них часто находили много общего 1: ростовщичество и
спекуляция запрещены Церковью так же, как и любое сношение вне супружества; но
общество не может обойтись ни без спекулянтов, ни без свободной любви, и эти функции
возлагаются на проклятые касты: их размещают в гетто и в специально отведенных
кварталах. В Париже женщины «малого круга» работали в «норах», приходили туда
утром, уходили вечером, после сигнала к тушению огней; они жили на определенных
улицах, откуда не имели права отлучаться, в большинстве других городов дома
терпимости располагались за пределами городских стен. Как и евреи, они были обязаны
носить на одежде отличительные знаки; во Франции это был, как правило, шнурок
определенного цвета, который полагалось носить на плече; часто им запрещалось
надевать шелк, меха и украшения честных женщин. Они на законном основании были
заклеймены позором и абсолютно беспомощны перед лицом полиции и магистратуры,
хватало жалобы кого-нибудь из соседей, чтобы их выгнали из дому. Большинство из них
жили тяжело и бедно. Некоторых забирали в публичные дома. Французский
путешественник Антуан де Лален оставил описание одного такого испанского заведения,
находившегося в Валенсии в конце XV века. Место это, говорит он, «размером с
небольшой город, со всех сторон обнесено стеной с единственными вратами. А перед
вратами установлена виселица для преступников, кои могут оказаться внутри; у дверей
стоит человек, который отбирает палки у желающих войти внутрь и предлагает им, коли
Hosted by uCoz