Navigation bar
  Print document Start Previous page
 11 of 250 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
настоящего, они не могут сказать о себе «мы», как это могут сделать проле-
 
15
тарии, А раз это так, то надежды на преодоление «женского удела» Симона де Бовуар
связывает с социалистическим обновлением и, конечно же, с развитием личностного
начала в женщине — с «экзистенциальной перспективой».
Здесь нет никаких противоречий. Ведь книга «Второй пол» задумывалась ею как
продолжение к размышлениям философа-экзистенциалиста над судьбой человека, а вовсе
не как специальное феминистское исследование. Но история любит парадоксы: книга
принесла ей славу родоначальницы современного феминизма и его крупнейшего
теоретика. Экзистенциалисты же ее почти не заметили. И то и другое в равной мере
справедливо. Симона де Бовуар мало что добавила к мыслительным разработкам Сартра.
А то, что добавила, выглядит скорее как ересь, искажение их буквы и духа. Начать с того,
что ее книга пронизана верой в позитивность времени, в открытость ситуации, в которой
пребывает Женщина. Она совершенно уверена в том, что представительницы ее
поколения живут более полной, насыщенной жизнью, чем их матери. Сартр же в
принципе отрицает любые надежды на просветление истории. Его герой действует на свой
страх и риск, без расчета на успех, при полном «молчании небес». Он строит свой проект
независимо от них, независимо от заданной ситуации. В этом — смысл его абсолютной
свободы. Кроме того, Сартр настаивает на моральном осуждении, моральных санкциях
против героя, неспособного нести свой крест, исполнять свой долг в любой ситуации.
Симона де Бовуар объясняет заданность «женского удела» именно ситуацией,
невозможностью ее преодоления в какие-то моменты, значит, отсутствием такой
абсолютной свободы. Она понимает, что поведение человека не может не диктоваться
совершенно конкретной ситуацией, как бы он ни стремился ее превзойти. Еще один
пример ее ереси — использование пары категорий Один — Другой — главной пары
феноменологии. Сартр описывает с ее помощью полярные, взаимонепроницаемые
сущности. Симона де Бовуар, начиная с того же, постепенно, по ходу книги вводит в
качестве третьего элемента суждение о «взаимности», что преобразует само содержание
этих понятий. И это еще не все примеры «женской» непоследовательности Симоны де
Бовуар — автора «Второго пола». Ее верность Сартру на поверку оказывается не столь уж
бесспорной. Гораздо вернее выдерживаются принципы Пулена де ля Барра.
В феминистской литературе книга «Второй пол» занимает исключительное место. До сих
пор это самое полное историко-философское исследование о положении женщины, что
называется, от сотворения мира и до наших дней.
И все-таки не это главное. Написанная почти случайно, она появилась как раз в тот
момент, когда феминизму нужно было обрести второе дыхание. К этому времени лозунги
социально-политического равноправия женщины в большинстве стран цивилизованного
мира оказались переведенными в формально-юридиче-
 
16
Hosted by uCoz