Navigation bar
  Print document Start Previous page
 110 of 250 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
брак, обращающий мужчину в рабство и обрекающий его на то, чтобы быть обманутым; и
разражается яростной диатрибой против женщин. Защитники женщины пытаются в ответ
доказать ее превосходство. Вот несколько аргументов, к которым вплоть до XVII века
будут обращаться апологеты слабого пола; «Mulier perfetur viro scilicet. Material quia Adam
factus est de limo terrae, Eva de costa Ade. Z,oco: quia Adam factus est extra paradisum, Eva in
paradiso, /n conceptione: quia mulier concepit Deum, quid homo non potuit, Apparitione: quia
Christus apparuit mulieri post mortem resurrectionem, scilicet Magdalene. Exaltatione: quia
mulier exaltata est super chorus angelorum scilicet beata Maria...»!
На это противники возражали, что Христос явился прежде всего женщинам, потому что
знал об их болтливости, а ему надо было поскорее возвестить всем о своем воскресении.
Спор не стихал на протяжении всего XV века. Автор «Пятнадцати радостей брака» с
сочувствием описывает невзгоды, выпадающие на долю несчастных мужей. Эсташ Дешан
пишет нескончаемую поэму на ту же тему. В эту же эпоху начинается и спор о «Романе о
Розе». Впервые женщина берется за перо, чтобы защитить свой пол; Кристина Пизанская
бойко нападает на клерков в «Послании Богу любви». Клерки тут же поднимаются на
защиту Жана де Менга; однако Жерсон, хранитель печати Парижского университета,
встает на сторону Кристины; свой трактат он пишет по-французски, чтобы сделать его
доступным широкой публике. Мартен ле франк бросает на поле брани неудобоваримый
текст под названием «Дамский капюшон», который читали еще двести лет спустя. И снова
вступает Кристина. Она в основном требует, чтобы женщины были допущены к
образованию: «Если бы было принято отдавать маленьких дочерей в школу и если бы их
учили наукам, как обыкновенно учат сыновей, они бы столь же замечательно преуспели в
учебе и постижении тонкостей всех искусств и наук».
На самом деле спор этот лишь косвенно касается женщин. Никто и не помышляет
добиваться предоставления им какой-то
«Женщина выше мужчины, а именно: Материально; ибо Адам был создан из глины, а Ева
— из ребра Адама. Из-за места: ибо Адам был создан вне рая, а Ева в раю. Из-за зачатия:
ибо женщина зачала Бога, а мужчина этого не мог. Из-за явления: ибо Христос после
смерти явился женщине, а именно — Магдалине. Из-за вознесения: ибо женщина
воспарила над хором ангелов, а именно — благодатная Мария...» {лат.)
i                     
139 
другой роли в обществе. Скорее речь идет о противопоставлении жизни клерка
положению женатого человека; иными словами, речь идет о мужской проблеме,
возникшей из-за двусмысленного отношения Церкви к браку. Этот конфликт разрешит
Лютер, отказавшись от безбрачия священников. Но на положение женщины эта
литературная война никакого влияния не имеет. Сатира, содержащаяся в фарсах и фаблио,
хоть и высмеивает общество таким, как оно есть, но не стремится его изменить: она
издевается над женщинами, но ничего против них не замышляет. Куртуазная поэзия
превозносит женственность — но подобный культ отнюдь не способствует сближению
полов. «Распря» — это явление второстепенное, она отражает настроения общества, но не
изменяет его.
Мы уже говорили, что юридический статус женщины оставался более или менее
Hosted by uCoz