Navigation bar
  Print document Start Previous page
 116 of 250 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Реньяр, Перро с жаром кидаются возражать. Ла Брюйер, Сент-Эвремон встают на сторону
женщин. Самым решительным феминистом эпохи оказывается Пулен де ля Барр,
опубликовавший в 1673 году труд картезианского толка «О равенстве обоих полов». Он
считает, что мужчины, будучи сильнее, всегда поступали в угоду своему полу, а женщины
по привычке мирятся с этой зависимостью. У них никогда не было тех же возможностей,
что и у мужчины, — ни свободы, ни образования. Соответственно их нельзя судить по
тому, что они совершили в прошлом. Нет никаких оснований считать, что они ниже
мужчин. В анатомии открываются некоторые различия, но ни одно из них не представляет
для мужчины преимущества. В заключение Пулен де ля Барр требует для женщины
систематического образования. Фонтенель пишет в их защиту «Трактат о
множественности миров». И если Фенелон, следующий по стопам г-жи де Ментенон и
аббата Флери, еще достаточно робок в своей программе воспитания, университетский
профессор-янсенист Роллэн, напротив, хочет, чтобы женщины серьезно занялись учебой,
XVIII век также распадается на две части. В 1744 году в Амстердаме автор «Спора о
женской душе» заявляет, что «женщина, созданная исключительно для мужчины, после
конца света перестанет существовать, ибо перестанет служить предмету, для коего была
создана, из чего неизбежно следует, что душа ее не бессмертна». Чуть менее резко Руссо,
в данном случае выражающий мнение буржуазии, утверждает, что женщина должна
посвятить себя мужу и материнству. «Женское воспитание должно всегда соотноситься с
интересами мужчин... Женщина создана, чтобы уступать мужчине и сносить
несправедливости», — утверждает он. Между тем демократический и
индивидуалистический идеал XVIII века благоприятен для женщин; большинство
философов воспринимают их как людей, равных представителям сильного пола, Вольтер
обличает несправедливость их удела. Дидро полагает, что их приниженное положение
было во многом создано обществом.
 
146 
«Женщины, мне жаль вас!» — пишет он. По его мнению, «во всех обычаях жестокость
гражданских законов объединилась против женщин с жестокостью природы. К ним стали
относиться как к неразумным существам». Монтескье парадоксальным образом считает,
что женщины должны подчиняться мужчинам в домашней жизни, но что у них есть все
необходимое для политической деятельности. «Женщине стать хозяйкой дома противно
разуму и природе, управлять же империей — нет». Гельвеций показывает, что
неполноценность женщины — это следствие ее нелепого воспитания; мнение это
разделяет и Д'Аламбер. А у одной женщины, г-жи де Сире, робко зарождается
экономический феминизм. Но едва ли не один только Мерсье в своей работе «Картина
Парижа» возмущается нищетой женщин-работниц и таким образом затрагивает
фундаментальный вопрос о женском труде. Кондорсе хочет, чтобы женщины приняли
участие в политической жизни. Он считает, что они равны с мужчинами, и защищает их
от классических нападок: «Говорили, что женщины попросту лишены чувства
справедливости, что они подчиняются не столько совести, сколько чувству... [Но] это
отличие порождено не природой, а воспитанием и общественной жизнью». И в другом
месте: «Чем больше были женщины порабощены законами, тем опаснее становилась их
власть... Она не была бы таковой, если бы женщины не были заинтересованы в ее
сохранении, если бы она не была для них единственным средством защитить себя и
избежать угнетения».
13
Hosted by uCoz