Navigation bar
  Print document Start Previous page
 120 of 250 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
программе; кухня, хозяйство закрепощает женщин, нравственность их — под ревнивым
наблюдением; их держат в рамках принятых правил хорошего тона, что пресекает любое
стремление к независимости. В качестве компенсации их окружают почетом и изысканной
вежливостью. «Замужняя женщина — это рабыня, которую надо уметь посадить на трон»,
— говорит Бальзак; в любых незначительных обстоятельствах мужчине положено
пропускать женщин вперед, уступать им первые места; их не только не заставляют носить
тяжести, как в примитивных обществах, — их старательно освобождают от всех трудных
обязанностей и забот, а тем самым и от всякой ответственности. И все это — в надежде,
что, одураченные и соблазненные легкой жизнью, они согласятся на роль матери и
домохозяйки, которую им хотят навязать. И действительно, большая часть женщин из
буржуазии капитулирует. Поскольку воспитание и паразитическое существование ставят
их в зависимость от мужчины, они даже не решаются выдвигать какие-либо требования —
те же, кто позволяет себе такую дерзость, не встречают почти никакого отклика. «Легче
надеть на людей цепи, чем снять, если цепи приносят уважение», — сказал Бернард Шоу.
Буржуазная женщина держится за свои цепи, потому что держится за классовые
преимущества. Ей неустанно объясняют, и сама она знает, что женская эмансипация
ослабила бы буржуазное общество; высвободившись из-под власти мужчины, она была бы
обречена на труд; может, она и сожалеет, что ее права на частную собственность
подчинены правам супруга, но она расстроилась бы куда больше, если бы эта самая
частная собственность была уничтожена вовсе; она не чувствует никакой солидарности с
женщинами из рабочего класса — она гораздо ближе к своему мужу, чем к работницам
текстильной фабрики. Его интересы становятся ее интересами.
И все же это упорное сопротивление не может затормозить ход истории; наступление
машинного производства наносит удар по земельной собственности, вызывает
эмансипацию трудящихся классов и, соответственно, эмансипацию женщины. Любой
социализм, вырывая женщину из семьи, способствует ее освобождению: Платон, мечтая
об общинном строе, обещал женщинам такую же самостоятельность, какая была у
женщин Спарты. Вместе с утопическим социализмом Сен-Симона, Фурье, Кабе рождается
утопия «свободной женщины». Принадлежащая Сен-Симону идея всемирной ассоциации
требует отмены всякого порабощения — и рабочих и женщин. Сен-Симон, а вслед за ним
Леру, Пек¸р, Карно настаивают на освобождении женщин, исходя из того, что они такие
же люди, как и мужчины. К сожалению, к этому разумному
 
151 
положению ученики Сен-Симона не отнеслись с должным доверием. Утописты
превозносят женщину за ее женственность, а это самый верный способ навредить ей. Под
тем предлогом, что единица общества — это супружеская пара, отец Анфантен хочет
каждому духовнику дать в пару женщину, чтобы получилась так называемая «пара
священнослужителей»; от женщины-мессии он ждет пришествия лучших времен, а
Спутники Женщины отплывают на Восток в поисках спасителя женского пола. Анфантен
находится под влиянием Фурье, который путает освобождение женщины и реабилитацию
плоти; Фурье требует, чтобы каждому человеку была предоставлена свобода следовать
зову страстей; брак он хочет заменить любовью; он рассматривает женщину не саму по
себе, а как возлюбленную. Кабе тоже обещает, что при икарийском коммунизме будет
достигнуто равенство полов, хотя и допускает лишь ограниченное участие женщин в
политической жизни. В действительности женщины в сенсимонистском движении
занимают второстепенное место: одна только Клэр Базар, которая основала газету «Новая
Hosted by uCoz