Navigation bar
  Print document Start Previous page
 13 of 250 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
•ка иСЛИНСКОПО
 
17
 
акции: возглавляла кампании протеста против женской дискриминации, требовала
легализации аборта, распространения противозачаточных средств, обличала
всевозможные формы насилия над женщиной. Ее увлечение и вовлечение в движение
было таким сильным, что под его воздействием изменились и ее взгляды. В частности, она
отказывается от убеждения в том, что только победа демократического социализма
способна окончательно освободить женщину, изменив ее место в обществе, что борьба за
социализм равнозначна борьбе за освобождение женщины. Теперь она уверена в том, что
феминизм представляет собой особую, и едва ли не главную, форму борьбы за свободу
личности и потому женский протест не следует смешивать ни с каким другим типом
социального протеста. Женщины должны взять свою судьбу в собственные руки,
солидарность — залог их реального освобождения. Это принципиально новый вывод для
Симоны де Бовуар. Он совпал с тем, о чем говорили ее молодые подруги.
Но вот в другом важном вопросе они бесповоротно разошлись. Симона де Бовуар
встретила в штыки новейшие феминистские концепции о специфической женской
субъективности, об онтологически предопределенной женской сущности, о праве
женщины не копировать мужской стандарт социального поведения, а жить в истории на
свой манер, сообразно «женской природе». Для Симоны де Бовуар, как для любого
экзистенциалиста, этой онтологической «сущности» в принципе нет и быть не может.
Отрицая это понятие в спорах 70-х годов, она до предела заострила свою критику этих
идей. По ее убеждению, в социокультурном плане женщина совершенно тождественна
мужчине, их различает лишь анатомия. Она доказывала, что быть женщиной — это не
призвание, а состояние, что женщина, как любой человек, должна стремиться к
самоутверждению в качестве личности — в творчестве, труде, самораскрытии. Она — не
машина для воспроизводства человеческого рода. Ее материнство может быть только
актом свободного решения, а не обязанностью, Эта часть ее суждений вызвала самые
ожесточенные нападки критиков, зачастую прибегавших к аргументам, что называется,
«ниже пояса». Ей было не привыкать к критическому обстрелу, но агрессивность и
правых, и левых оппонентов в этом вопросе задела даже ее. «Низость этих реакций
глубоко оскорбила меня», — писала она в своих мемуарах. Впрочем, пока рядом был
Сартр, она справлялась и с этим. В 1980 году его не стало. А в 1981-м вышла в свет ее
очередная книга «Обряд прощания». Книга шокировала даже близких. Она была написана
на смерть Сартра и с предельной откровенностью рассказывала все об их отношениях. Но
и в этом акте Симона де Бовуар, в сущности, осталась верной себе и Сартру. Ее
предельная откровенность — это реализация установки на подлинность, свободу
самовыражения, 
18
Hosted by uCoz