Navigation bar
  Print document Start Previous page
 140 of 250 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
женщин; а так как женщины выходят за пределы этого мира, именно к ним обращаются
мужчины, когда пытаются при помощи культуры перейти границы своего универсума и
подступиться к чему-то другому. Куртуазный мистицизм, гуманистическое любопытство,
вкус к красоте, развившийся в итальянском Возрождении, прециозность XVII века,
прогрессивный идеал XVIII века в разных формах ведут к превознесению женственности.
Женщина занимает
1 Примечательно, что в Париже из тысячи статуй (за исключением королев, которые по
чисто архитектурным соображениям окружают клумбу Люксембургского сада) только
десять воздвигнуто в честь женщин. Три посвящены Жанне д'Арк. Остальные — это г-жа
де Сепор, Жорж Санд, Сара Бернар, г-жа Бусико и баронесса де Гирш, Мари Дерезм, Роза
Бон¸р.
 
174 
главное место в поэзии, становится центром художественного произведения; располагая
большим досугом, она может посвятить себя усладам разума; вдохновительница, судья,
аудитория писателя, она становится его соперницей; часто именно благодаря ей берут
верх тот или иной вид чувственности, та или иная этика; она питает мужские сердца и тем
самым вмешивается и в собственную судьбу: женское образование — это в большей
степени завоевание самих женщин. В то же время, если женщины-интеллектуалки в
совокупности и играют важную роль, их индивидуальный вклад, как правило, куда менее
весом. Женщина занимает привилегированное место в области мысли и искусства, потому
что она не участвует в действии; но искусство и мысль черпают жизненную силу в
действии. Быть за пределами мира — расположение неблагоприятное для того, кто
стремится сотворить его заново; и здесь тоже, чтобы возвыситься над данностью, надо
прежде глубоко в ней укорениться. Реализация личности почти невозможна для людей из
тех категорий, которые коллективно держат в приниженном положении. «В юбках куда,
по-вашему, мы можем пойти? » — спрашивала Мария Башкирцева. А Стендаль говорил:
«Все гении, родившиеся женщинами, потеряны для счастья общества». По правде говоря,
гениями не рождаются — ими становятся; а положение женщины до сих пор делало это
становление невозможным.
Антифеминисты выводят из анализа истории два противоречивых аргумента: 1 )
женщины никогда не создавали ничего великого; 2) положение женщины никогда не
мешало расцвету великих личностей женского пола. В обоих утверждениях чувствуется
предвзятость; успехи нескольких удачливых особ не могут ни компенсировать, ни
оправдать систематического унижения основной массы; а то, что успехи эти редки и
ограниченны, как раз и доказывает, что обстоятельства им не благоприятствуют. Как
утверждали Кристина Пизанская, Пулен де ля Барр, Кондорсе, Стюарт Милль, Стендаль,
ни в одной области женщина не могла полностью выявить свои возможности. Именно
поэтому сегодня многие из них требуют нового статуса; опять же им не нужно, чтобы
превозносили их женственность, — они хотят, чтобы в них самих, как и в человечестве в
целом, трансцендентность возобладала над имманентностью; они хотят, наконец,
получить абстрактные права и конкретные возможности, без совпадения которых свобода
— не что иное, как мистификация1.
Здесь снова антифеминисты играют на двусмысленности. То, не ставя ни во что
абстрактную свободу, они восторгаются огромной конкретной ролью, которую может
Hosted by uCoz