Navigation bar
  Print document Start Previous page
 148 of 250 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
этим женщину; она — плоть и связанные с плотью наслаждения и опасности. А что для
женщины сексуальное и плотское воплощено в мужчине — это истина, которая не
провозглашалась никогда, потому что провозглашать ее было некому. Изображение мира,
как и сам мир, — это дело мужчин; они описывают его со своей точки зрения, которую
они путают с абсолютной истиной, Описать миф всегда трудно; его никак не охватишь, не
очертишь, он неотступно присутствует в сознании людей, но никогда не предстает перед
ними как застывший объект. Он так изменчив, так противоречив, что не сразу понимаешь,
насколько он цель-
 
184 
ный: Далила и Юдифь, Аспазия и Лукреция, Пандора и Афина, женщина — это
одновременно Ева и Дева Мария. Она идол, прислуга, источник жизни, мощь тьмы; она —
элементарное молчание истины; она — лукавство, болтливость и ложь; она —
целительница и колдунья; она — добыча мужчины, она же — его погибель, она — все,
чем он не является, но что хочет иметь, она его отрицание и смысл его жизни.
«Быть женщиной, — говорит Кь¸ркегор1, — это что-то настолько странное, настолько
смешанное и сложное, что ни один предикат не может этого выразить, а если употребить
все те многочисленные предикаты, которые хочется употребить, они будут настолько
противоречивы, что выдержать это под силу только женщине». Происходит это потому,
что женщину рассматривают не позитивно, как она есть для себя, но негативно, как она
представляется мужчине. Ибо если и есть другие Другие помимо женщины, она тем не
менее всегда определяется как Другой. И амбивалентность ее — это амбивалентность
самой идеи Другого, амбивалентность положения человека, как он определяет себя в
своем отношении к Другому. Мы уже говорили, Другой — это Зло; но будучи
необходимым Добру, оно оборачивается Добром; через Другого я подступаю ко Всему, но
он же меня от Всего отделяет; он — врата в бесконечность и мера моей конечности, И
поэтому женщина не воплощает никаких застывших понятий; через нее неустанно
совершается переход от надежды к краху, от ненависти к любви, от добра к злу, от зла к
добру. Под каким углом зрения ни рассматривай ее, прежде всего бросается в глаза эта
амбивалентность.
Мужчина ищет в женщине Другого как Природу и как себе подобного. Однако известно,
какие амбивалентные чувства внушает человеку Природа. Он эксплуатирует ее, но она его
подавляет; он рождается из нее и в ней умирает; она — источник его бытия и царство,
которое он подчиняет своей воле; это материальная оболочка, в которой томится душа, и
это — высшая реальность; она — случайность и Идея, конечность и тотальность; она —
то, что противостоит Духу, и сам Дух. То союзница, то враг, она представляется
сумрачным хаосом, откуда бьет жизнь, и самой жизнью, и потусторонним миром, к
которому она устремлена, — женщина же олицетворяет природу как Мать, Супруга и
Идея; образы эти иногда смешиваются, иногда противостоят друг Другу, и у каждого из
них два лица.
Человек уходит своими корнями в Природу; он был рожден, как животные и растения; он
прекрасно знает, что существует, только пока живет. Но со времен наступления
патриархата Жизнь в его глазах приобрела двойственный характер; это созна-
«Этапы жизненного пути».
Hosted by uCoz