Navigation bar
  Print document Start Previous page
 150 of 250 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
возвращусь!..» Были даже целые эпохи, когда утверждался витальный романтизм,
желавший, чтобы Жизнь восторжествовала над Духом, — и тогда магическая
плодовитость земли, женщины представляется большим чудом, чем продуманные
действия мужчины; тогда мужчина мечтает снова слиться с сумраком материнского лона,
чтобы там обрести истинный источник своего бытия. Мать — это корень, уходящий в
глубины космоса и всасывающий в себя его соки, она — ключ, из которого бьет живая
вода, она же — питающее молоко, горячий источник, грязь из земли и воды, исполненная
живительных сил!.
Но, как правило, человек восстает против своего плотского состояния; он считает себя
падшим богом: проклятие его в том, что он пал с лучезарного и упорядоченного неба в
хаотический сумрак материнского чрева. И этот огонь, это активное и чистое дуновение, в
котором ему хочется узнавать себя, женщина держит в плену землистой грязи. Он желал
бы стать необходимым, как чистая Идея, как Одно, Все, Абсолютный Дух, а вместо этого
томится в пределах тела, в пространстве и времени, которые он не выбирал, куда его не
звали, бесполезный, громоздкий, нелепый. Случайность плоти — это случайность самого
его бытия, которое он вынужден сносить при всей своей оставленности и ничем не
оправданной никчемности, Случайность обрекает его на смерть. Тот дрожащий желатин,
что вырабатывается в матке (потаенной и закрытой, как могила, матке), слишком
напоминает влажную вязкость падали, чтобы он не отвернулся от нее с содроганием.
Всюду, где идет процесс созидания жизни, в прорастании зерна, в ферментации, эта жизнь
вызывает отвращение, ибо созидание ее возможно только через разложение; скользкий
зародыш открывает цикл, который заканчивается гниением смерти. Поскольку человека
ужасает никчемность и смерть, его ужасает и то, что сам он был зачат; он хотел бы
отречься от своих связей с животным миром; фактом своего рождения он оказывается во
власти смертоносной Природы. У примитивных народов роды окружены строжайшими
табу; в частности, плаценту следует непременно сжечь или выбросить в море, ибо тот, кто
завладеет ею, будет держать в своих руках судьбу новорожденного; эта оболочка, в
которой формировался плод, — символ его зависимости; уничтожение ее позволяет
человеку оторваться от живой магмы
«Буквально женщина — это Исида, плодовитая природа. Она — река и Русло реки, корень
и роза, земля и вишневое дерево, лоза и виноградина» (М. К ? ? ? уж . Цит. соч.).
 
187 
и реализовать себя как автономное существо. Скверна рождения падает на мать. Левит и
все древние своды законов предписывают роженице совершение очистительных обрядов;
и во многих деревнях церемония взятия молитвы продолжает ту же традицию. Известно,
какую неловкость, часто маскируемую смешком, непроизвольно ощущают дети, девушки,
мужчины при виде живота беременной женщины или налившихся грудей кормилицы. В
музеях Дюпюитрина любопытные разглядывают восковых зародышей и
законсервированные плоды с тем нездоровым интересом, что вызвал бы у них вид
разрытой могилы. При всем уважении, которым функция деторождения окружена в
обществе, она все же внушает непроизвольное отвращение. И если в раннем детстве
маленький мальчик чувственно привязан к материнской плоти, то, когда он вырастает,
входит в общество, осознает индивидуальность своего существования, эта плоть вызывает
у него страх; он предпочитает ничего не знать о ней и видеть в матери только
нравственную личность; и если он жаждет видеть ее чистой и целомудренной, то виной
Hosted by uCoz