Navigation bar
  Print document Start Previous page
 156 of 250 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
женщине. Хтонические культы сохранились, пройдя через рационалистские цивилизации
Греции и Рима. Как правило, они развиваются вне официальной религиозной жизни и
даже приобретают, как в Элевсине, форму мистерий: их смысл противоположен тому, что
заключен в солярных культах, в которых человек утверждает свою волю к отделению и
духовности; но они и дополняют эти культы; человек пытается вырваться из одиночества
с помощью экстаза; такова цель мистерий, оргий, вакханалий. В отвоеванном мужчинами
мире дикие и магические свойства Иштар и Астарты были узурпированы богом-
мужчиной, Дионисом; но вокруг его образа опять же неистовствуют женщины: менады,
тиады, вакханки призывают мужчин к сакральным возлияниям, к священному безумию.
Аналогична и роль священной проституции: речь идет о том, чтобы одновременно
освободить и направить в нужное русло силы плодородия. Еще и поныне народные
празднества характеризуются вспышками эротизма; и тогда женщина представляется не
просто объектом наслаждения, но средством достичь того hybris1, где личность выходит
за пределы самое себя. «Все то потерянное, трагическое, что несет в себе человек, это
«ослепляющее чудо» можно познать только в постели», — пишет Ж. Батай.
В эротическом исступлении прижимая к себе возлюбленную, мужчина стремится
потеряться в бесконечной тайне плоти. Однако мы видели, что нормальное мужское
сексуальное чувство различает Мать и Супругу. Таинственная алхимия жизни вызывает у
него отвращение, в то время как его собственная жизнь питается и наслаждается сочными
плодами земли; он жаждет обладать ими; он страстно желает Венеру, только что
явившуюся из морских вод. Поскольку верховный творец — мужчина, женщина при
патриархате раскрывает себя в первую очередь как супруга. Прежде чем стать матерью
рода человеческого, Ева была подругой Адама; она была дана мужчине, чтобы он имел и
оплодотворял ее, как он имеет и оплодотворяет землю; а через нее он делает своим
царством всю природу. В половом акте мужчина ищет не только мимолетного
субъективного удовольствия. Он хочет завоевывать, брать, владеть; обладать женщиной
— значит победить ее; он входит в нее, как лемех в борозду; он делает ее своею, как и
обрабатываемую им землю; он пашет, сажает, сеет — образы эти стары, как
письменность; от античности до наших дней подобных примеров можно привести тысячи.
«Женщина подобна полю, а мужчина — посеву», — гласят законы Ману. На одном из
рисунков Андре Массона изображен мужчина, лопатой вскапывающий сад женского
органа^. Женщина — добыча своего супруга, его имущество.
1 Гордыня (греч.).
2 Рабле называет мужской орган «пахарем природы». Мы уже говорили о религиозных и
исторических корнях ассимиляции фаллос — лемех, женщина — борозда.
 
194 
Колебания мужчины между страхом и желанием, между боязнью оказаться во власти
неконтролируемых сил и стремлением ими завладеть поразительным образом отражаются
в мифах о Девственности. То страшащая мужчин, то желанная и даже требуемая, она
представляет собой наиболее завершенную форму женской тайны; это одновременно ее
самый тревожный и самый завораживающий аспект. В зависимости от того, чувствует ли
себя мужчина подавленным окружающими его силами или самонадеянно полагает, что
способен ими овладеть, он отказывается или настаивает, чтобы супруга досталась ему
девственницей. В самых примитивных обществах, где превозносится могущество
Hosted by uCoz