Navigation bar
  Print document Start Previous page
 169 of 250 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
женщины, ни он сам не вызывают у него ужаса перед плотью. В «Сицилийских беседах»
Витторини совершенно спокойно рассказывает о том восхищении, которое он испытал в
возрасте семи лет, впервые увидев обнаженное женское тело. Греческий и римский
рационализм дает обоснование этому стихийно сформировавшемуся мироощущению.
Оптимистическая философия греков превзошла пифагорейское манихейство;
нижестоящий подчинен вышестоящему и в качестве такового полезен ему; подобные
гармоничные идеологии не проявляли никакой враждебности по отношению к плоти.
Человек, обращенный к небосводу Идей или к Городу и Государству, воспринимает себя
как Nous (Ум) или как гражданина и считает, что преодолел свою животную природу:
предается ли он чувственным наслаждениям или живет как аскет, женщина, прочно
интегрированная в мужское общество, имеет лишь второстепенное значение. Разумеется,
торжество рационализма никогда не было полным, и эротический опыт в этих
цивилизациях сохраняет свой амбивалентный характер: мы можем судить об этом по
обрядам, мифологиям, литературе. Но притягательные и опасные стороны женственности
предстают здесь в смягченном виде. Ужасающий магнетизм женщина вновь обретает с
пришествием христианства; страх перед противоположным полом — это одна из форм, в
которые обращается для человека разорванность несчастного сознания. Христианин
отделен от самого себя; он окончательно распадается на тело и душу, на жизнь и дух:
первородный грех делает тело врагом души; все плотские привязанности представляются
дурными*.
Человек может быть спасен только потому, что грехи его искуплены Христом и что взор
его обращен к царству небесному; но изначально он всего лишь гниль; самим рождением
он обречен
Вплоть до конца XII века теологи — за исключением святого Ансельма Кентерберийского
— считали, согласно доктрине Блаженного Августина, что первородный грех содержится
в самом законе размножения рода человеческого. «Похоть — это порок... рождающаяся с
ее помощью человеческая плоть — это плоть греховная», — пишет Блаженный Августин.
И у святого Фомы Аквинского: «Поскольку со времен первородного греха союз двух
полов сопровождается похотью, грех этот передается и младенцу».
 
209 
14-2242 
не только на смерть, но и на проклятие; только благодаря божественной благодати может
открыться для него небо, но на всех превратностях его естественного существования
лежит печать проклятия. Зло — это абсолютная реальность; а плоть — это грех. И
разумеется, поскольку женщина по-прежнему остается Другим, никому не приходит в
голову, что мужчина и женщина — плоть друг для друга; плоть, которая для христианина
враждебный Другой, отождествляется с женщиной. В ней воплощены искушения земли,
пола, демона. Все Отцы Церкви настаивают на том, что именно она склонила Адама к
греху. Снова напрашивается высказывание Тертуллиана; «Женщина! Ты врата дьявола.
Ты смогла убедить того, против которого дьявол не осмеливался выступить в открытую.
Это из-за тебя Сыну Божьему пришлось умереть; тебе следовало бы всегда ходить в
трауре и в лохмотьях». Вся христианская литература стремится обострить чувство
отвращения, которое мужчина может испытывать по отношению к женщине. Тертуллиан
определяет ее как «Templum
aedificatum
super
cloacam» («Храм, возведенный над
Hosted by uCoz