Navigation bar
  Print document Start Previous page
 18 of 250 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
отношению к которой определялась наклонная, существует абсолютный человеческий тип
— тип мужской. У женщины есть яичники и матка — эти специфические условия
определяют ее субъективный мир; некоторые охотно утверждают, что она мыслит своими
железами. Мужчина величественно забывает, что и в его анатомии есть гормоны, Кинси,
например, в своем докладе ограничивается определением сексуальных характеристик
американского мужчины, а это совсем другое дело.
 
27
семенники. Он ощущает свое тело как прямое и нормальное отношение с миром, который,
как ему кажется, он постигает в его объективности, тогда как тело женщины
представляется ему отягченным всем тем, что подчеркивает специфику этого тела, —
этакое препятствие, тюрьма, «Самка является самкой в силу отсутствия определенных
качеств, — говорил Аристотель. — Характер женщины мы должны рассматривать как
страдающий от природного изъяна». А вслед за ним святой Фома Аквинский утверждает,
что женщина — это «несостоявшийся мужчина», существо «побочное». Именно это и
символизирует история Бытия, где Ева представляется сделанной, по словам Боссюэ, из
«лишней кости» Адама. Человечество создано мужским полом, и это позволяет мужчине
определять женщину не как таковую, а по отношению к самому себе; она не
рассматривается как автономное существо. «Женщина — существо относительное...» —
пишет Мишле. И таким образом, утверждает г-н Бенда в «Рассказе Уриэля»; «Тело
мужчины имеет смысл в самом себе, вне всякой связи с телом женщины, в то время как
последнее, по-видимому, этого смысла лишено, если не соотносится с мужским...
Мужчина мыслит себя без женщины. Она же не мыслит себя без мужчины». Она — лишь
то, что назначит ей мужчина. Таким образом, ее называют «полом», подразумевая под
этим, что мужчине она представляется прежде всего существом определенного пола: для
него она является полом, а значит, является им абсолютно. Она самоопределяется и
выделяется относительно мужчины, но не мужчина относительно нее; она —
несущественное рядом с существенным. Он — Субъект, он — Абсолют, она — Другой1, 1
Идея эта была с наибольшей ясностью выражена Э. Левинасом в его эссе «Время и
Другой». Он объясняет ее следующим образом: «Возможна ли ситуация, при которой
Другое было бы свойственно существу в положительном смысле, как сущность? Что это
за Другое, что не входит просто-напросто в противопоставление двух видов одного рода?
Я думаю, что абсолютно противостоящее, противоположное, противоположность
которого ни в коей мере не взаимосвязана с отношением, которое может возникнуть
между ним и вторым членом оппозиции, противоположность, позволяющая термину
оставаться абсолютно другим, — это женское начало. Пол — это не какое-нибудь
специфическое различие... Различие полов — это также и не противоречие... Не является
оно и парой дополнительных терминов, ибо отношение дополнительности между двумя
терминами предполагает изначальное существование единого целого... Другое
реализуется в женском начале. Термин одного ряда с сознанием, но противоположный
ему по смыслу».
Я полагаю, г-н Левинас не забыл, что женщина — тоже сама по себе сознание. Но
поразительно, что он с ходу принимает мужскую точку зрения, даже не упоминая о
взаимозаменяемости субъекта и объекта. Когда он пишет, что женщина — это тайна, он
подразумевает, что она тайна для мужчины. И получается, что это претендующее на
объективность описание на самом деле является утверждением мужского преимущества.
Hosted by uCoz