Navigation bar
  Print document Start Previous page
 181 of 250 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
океанам, на поле брани, через все опасности. Во имя милосердия она смягчает
божественную Справедливость: мы видим изображения «Богоматери с весами», с
улыбкой склоняющей в сторону Добра чаши весов, на которых взвешивают души.
Эта милосердная, нежная роль — одна из самых важных ролей, отведенных женщине.
Даже всецело принадлежа обществу, женщина неуловимо проникает и за его пределы,
потому что ей свойственна коварная щедрость Жизни. В некоторых случаях такое
несовпадение задуманных мужчинами построений и случайности природы вызывает
беспокойство; но оно становится благотворным, когда женщина, слишком покорная,
чтобы угрожать творчеству мужчин, ограничивается тем, что обогащает это творчество и
сглаживает чересчур резкие линии. Боги-мужчины представляют собой Судьбу; богини
же обладают ничем не оправданной благожелательностью и своевольной
снисходительностью. Христианскому Богу свойственна суровость Справедливости, Деве
Марии — мягкость милосердия. На Земле мужчины отстаивают законы, разум,
необходимость; женщина же знает об изначальной случайности самого мужчины и той
необходимости, в которую он верит; отсюда и таинственная ирония, цветущая на ее губах,
и ее гибкое великодушие. Она рожала в муках, она врачевала раны мужчин, она кормит
грудью новорожденного и хоронит мертвых; она знает о мужчине все, что уязвляет его
гордость и унижает волю. Даже склоняясь перед ним, подчиняя плоть духу, она держится
за плотские границы духа; она подвергает сомнению серьезность жесткой мужской
архитектоники, смягчает ее углы; она привносит в нее немотивированную роскошь,
непредвиденную фацию. Ее власть над мужчинами основана на том, что она нежно
призывает их к скромному осознанию своего истинного положения; в этом секрет ее
искушенной, болезненной, ироничной и любящей мудрости. Даже легкомыслие,
своеволие, невежество у нее — милые добродетели, ибо раскрываются они и по эту и по
ту сторону мира, где мужчина предпочитает жить, но не любит чувствовать себя
запертым. Рядом с установленными значениями и инструментами, изготовленными для
практических целей, она являет тайну нетронутых вещей; от нее по улицам городов и
вспаханным полям распространяется дуновение поэзии. Поэзия стремится уловить то, что
существует поверх повседневной прозы: женщина — это в высшей степени поэтическая
реальность, по-
 
223 
скольку на нее мужчина проецирует все, чем сам он стать не решается. Она воплощает
Грезу; греза — это нечто такое, что ближе всего человеку и самое для него чуждое, чего
не хочет, не делает, к чему стремится и чего никогда не достигнет; и таинственная Другая,
являющая одновременно глубокую имманентность и далекую трансцендентность,
сообщает грезе свои черты. Так Орелия посещает во сне Нерваля и под видом грезы
открывает ему образ всего мира. «Она стала расти в ярком луче света, так что понемногу
сад приобретал очертания ее тела, а клумбы и деревья становились кружевным узором,
украшающим ее платье; а между тем лицо и руки ее запечатлевали свои контуры на
парящих в небе алых облаках. Я терял ее из виду по мере того, как она преображалась,
ибо она, казалось, теряла сознание от собственного величия. "О, не оставляй меня! —
воскликнул я, — ведь вместе с тобой умирает природа"».
Вполне понятно, что женщина, составляющая существо всей поэтической деятельности
мужчины, представляется ее вдохновительницей: все Музы — женщины. Муза — это
посредница между Творцом и природными источниками, где он черпает вдохновение.
Hosted by uCoz