Navigation bar
  Print document Start Previous page
 183 of 250 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
женщина», — говорил Малларме.
Заручившись покровительством женщин, молодой человек приобщается к «свету» и к той
сложной реальности, что зовется «жизнью». Она — одна из излюбленных целей, к
которым стремится герой, авантюрист, индивидуалист. Мы видим, как в античности
Персей освобождает Андромеду, Орфей ищет в подземном царстве Эвридику, а Троя
сражается, чтобы сохранить Прекрасную Елену. Рыцарские романы едва ли знают иную
доблесть, кроме освобождения пленных принцесс. Что бы делал Прекрасный Принц, если
бы ему не надо было будить Спящую Красавицу и осыпать дарами Ослиную Шкуру? Миф
о короле, который женится на пастушке, столь же лестен для мужчины, как и для
женщины. Богатый мужчина испытывает потребность дарить, иначе его бесполезное
богатство останется абстрактным; ему нужно, чтобы было кому дарить. Миф о Золушке,
который с умилением описывает Филипп Уилли в «Поколении змей», пользуется
особенно большим успехом в процветающих странах; в Америке он
 
225 
15-2242 
распространен больше, чем где бы то ни было, потому что мужчины там чувствуют себя
более обремененными своим богатством: всю жизнь они бьются над тем, чтобы
заработать деньги, так как же их тратить, если не посвятить себя женщине? Орсон Уэллс,
в частности, воплотил в «Гражданине Кэйне» империалистическую природу этого
ложного великодушия: Кэйн решает засыпать дарами никому не известную певичку и
навязать ее публике как великую певицу единственно для утверждения собственного
могущества; таких граждан Кэйнов в миниатюре немало найдется и во Франции. В другом
фильме, «Лезвии бритвы», герой возвращается из Индии, достигнув абсолютной
мудрости, и единственное применение, которое он ей находит, — это подобрать
проститутку. Разумеется, воображая себя этаким дарителем, освободителем, искупителем,
мужчина желает еще и порабощения женщины; ведь чтобы разбудить Спящую Красавицу,
надо, чтобы она спала; чтобы были пленные принцессы, нужны людоеды и драконы.
Между тем чем больше мужчине по душе трудные подвиги, тем больше удовольствия он
получит, предоставив женщине независимость. Побеждать — это еще заманчивее, чем
освобождать или дарить. Идеал среднего западного мужчины — это женщина, которая
свободно признает его господство, не принимает безоговорочно его идей, но уступает его
доводам, которая умно противостоит ему, чтобы в конце концов дать себя убедить. Чем
увереннее чувствует себя его гордость, тем больше ему нравятся приключения потруднее;
куда лучше укротить Пентесилею, чем жениться на послушной Золушке. «Воин любит
опасность и игру, — говорит Ницше, — поэтому он любит женщину, ибо она — самая
опасная из игр». Мужчина, любящий опасность и игру, не без удовольствия смотрит, как
женщина превращается в амазонку, если ему удается сохранить надежду ее покорить1, в
глубине души ему нужно, чтобы эта борьба оставалась для него игрой, тогда как женщина
ставит на карту свою судьбу; это и есть истинная победа мужчины, освободителя или
победителя: женщина должна добровольно признать его своей судьбой.
Итак, в выражении «иметь женщину» кроется двойной смысл: функции объекта и судьи
связаны друг с другом. Раз женщина воспринимается как личность, ее можно завоевать
только с ее согласия; ее надо заслужить. Улыбка Спящей Красавицы вознаграждает
Прекрасйого Принца — слезы счастья и благодарности пленных принцесс становятся
Hosted by uCoz