Navigation bar
  Print document Start Previous page
 191 of 250 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
женщине могли поклоняться как далекой принцессе, она должна оставаться таинственной,
неведомой; не похоже, чтобы Фурнье был чересчур почтителен к женщинам,
встретившимся ему в жизни, но все, что было чудесного в детстве, юности, всю
ностальгию по потерянному раю он воплотил в женщине — женщине, чья основная
добродетель — быть недоступной. Белым с золотом нарисовал он портрет Ивонн де Гале.
Но мужчинам милы даже женские недостатки, если за ними кроется тайна. «У женщины
должны быть капризы», — авторитетно заявил один мужчина благоразумной женщине.
Каприз непредсказуем; он сообщает женщине постоянно меняющуюся грацию
струящейся воды; ложь украшает ее сверкающими переливами; кокетство и даже
развращенность придают ей опьяняющий аромат. Именно такая разочаровывающая,
ускользающая, непонятная, двуличная, она лучше всего соответствует противоречивым
желаниям мужчин; она — Майя с ее бесчисленными превращениями. Стало уже общим
местом изображать Сфинкса в виде молодой девушки; мужчины считают девственность
одной из самых волнующих тайн, тем более что сами они ведут себя намного вольнее;
чистота молодой девушки позволяет надеяться, что под невинностью скрывается
развращенность и самые разнообразные пороки; еще близкая животному и растительному
миру, уже послушная принятым в обществе обычаям, она и не ребенок и не взрослая; ее
робкая женственность вызывает не страх, а только умеренное беспокойство. Понятно, что
такому воплощению женской тайны отдается предпочтение. Однако, поскольку
«настоящая девушка» исчезает, ее культ немного устарел. Зато тип проститутки, чей
облик Гантийон придает Майе в одной нашумевшей пьесе, во многом сохраняет свой
престиж. Это один из самых пластичных женских типов, дающих наибольший простор
для великой игры пороков и добродетелей.
Для робеющего пуританина она воплощает зло, стыд, болезнь, проклятье; она вызывает
ужас и отвращение; она не принадлежит никому из мужчин, но отдается всем и живет на
вырученные средства; тем самым она обретает ужасающую независимость похотливых
богинь-матерей первобытной эпохи и воплощает Женственность, не утвержденную
мужским обществом, по-прежнему несущую в себе пагубные силы; во время полового ак-
 
235 
та мужчина не может воображать, что обладает ею, — это он оказывается во власти
демонов плоти; англосаксы, в глазах которых плоть в той или иной степени проклята,
особенно остро ощущают при этом унижение, нечистоту. Зато мужчине, не чурающемуся
плоти, нравится, что в проститутке она утверждает себя щедро и вызывающе; он увидит в
ней прославление женственности, не опошленной никакой моралью; на теле ее он
обнаружит магические свойства, некогда роднившие женщину со светилами и морями;
когда мужчина вроде Миллера спит с проституткой, он воображает, что исследует
пропасти жизни, смерти, космоса; он соединяется с Богом в глубине влажного мрака
гостеприимного влагалища. Поскольку падшая женщина — своего рода пария, изгнанная
из мира лицемерной морали, ее можно рассматривать как опровержение всякой
официальной добродетели; сама низость падения роднит ее с настоящими святыми; ибо
кто был унижен, возвысится; Христос благосклонно отнесся к Марии Магдалине; грех
отворяет небесные врата скорее, чем притворная добродетель. А потому именно у ног
Сони Раскольников поступается мужским высокомерием и гордыней, приведшими его к
преступлению; убийство распалило в нем стремление к разрыву, живущее в каждом
мужчине, — и смиренная, всеми покинутая, униженная проститутка может лучше, чем кто
бы то ни было, принять у него признание и раскаяние1. Выражение «fille
perdue» —
Hosted by uCoz