Navigation bar
  Print document Start Previous page
 193 of 250 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
себя как субъект, тем больше тяготит его плотская связь, противоречащая его
независимости. И тогда он избегает ласк, а авторитет матери, ее права на него, а то и само
ее присутствие вызывают у него чувство, похожее на стыд. Особенно неловко,
неприлично кажется ему увидеть в ней плоть, он старается не думать о ее теле; в ужасе,
который он испытывает по отношению к своему отцу, или отчиму, или любовнику
матери, не столько ревность, сколько возмущение: напомнить ему, что его мать —
существо из плоти и крови, значит напомнить и о его собственном рождении — событии,
от которого он открещивается всеми силами; он желает по крайней мере придать ей
величие большого космического феномена; мать должна воплощать Природу, которая
охватывает всех людей, не принадлежа ни одному из них; ему невыносимо видеть ее чьей-
то добычей, и не потому, что он, как часто утверждают, хочет обладать ею сам, а потому,
что он хочет, чтобы она суще-
 
237 
ствовала вне всякого обладания; убогие мерки супруги или любовницы — не для нее.
Правда, когда в пору отрочества он начинает мужать, его иногда возбуждает материнское
тело; но это происходит оттого, что через мать он познает женственность вообще; и
желание, возникшее при виде бедра или груди, часто затухает, едва лишь молодой человек
осознает, что эта плоть — плоть его матери. Большое число случаев извращения
объясняется тем, что, будучи порой смятения, отрочество склонно к извращениям,
отвращение в этом возрасте ведет к кощунству, а из запрета рождается соблазн. Но не
следует думать, будто вначале сын наивно хочет спать с матерью, а потом вмешиваются
внешние запреты и подавляют его. Наоборот, именно из-за запрета, сложившегося в душе
у человека, рождается желание. Внутренний запрет — это самая нормальная и самая
распространенная реакция. Но опять же он проистекает не из общественного предписания,
маскирующего инстинктивные желания. Скорее, уважение — это сублимация
изначального отвращения; молодой человек не позволяет себе воспринимать мать как
плотское существо; он преображает ее, отождествляет с одним из чистых образов
освященной женственности, предлагаемых ему обществом. Тем самым он вносит свой
вклад в укрепление идеального образа Матери, который придет на помощь следующему
поколению. Образ же этот обладает такой силой потому, что необходим для
индивидуальной диалектики человека. А поскольку в каждой женщине кроется сущность
Женщины вообще, а значит, и Матери, отношение к матери непременно скажется и на
отношении к супруге и любовницам; однако процесс этот не так прост, как часто
воображают. Юноша, который испытал конкретное, чувственное влечение к своей матери,
мог в ее лице желать женщину вообще: и тогда любая женщина сможет усмирить пыл его
темперамента; ему не суждено томиться инцестуальной ностальгией1, И наоборот,
молодой человек, испытывавший к своей матери нежное, но платоническое почтение,
может желать, чтобы в женщине в любом случае было что-то от материнской чистоты.
Всем известно, насколько вопросы пола, а значит, как правило, и все связанное с
женщиной, важны при рассмотрении как патологического, так и нормального поведения.
Бывает, что феминизируются другие объекты; поскольку и сама женщина — это во
многом плод воображения мужчины, он может воображать ее и через мужское тело: в
педерастии сохраняется разделение полов. Но обычно Женщину ищут в существах
женского пола. Через нее, через все лучшее и худшее, что есть в ней, мужчина учится
счастью, страданию, пороку, добродетели, вожделению, отречению, преданности,
Hosted by uCoz