Navigation bar
  Print document Start Previous page
 208 of 250 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Негативные мистические учения могут утверждать себя только через отрицание.
Настоящий выход за пределы своего «я» — это позитивный шаг в сторону будущего,
будущего людей. Лжегерой, стремясь убедить себя, что зашел далеко, что парит высоко,
всегда смотрит назад или себе под ноги; он презирает, обвиняет, угнетает, преследует,
мучает, убивает. Он считает себя выше ближнего из-за того зла, которое сам ему
причиняет. Вот на какие высоты указует нам царственным жестом Монтерлан, когда
прерывает свой «страстный поцелуй с жизнью».
«Как осел, вращающий ворот арабского колодца, я все хожу и хожу по кругу, ничего не
видя, постоянно проходя по собственным следам. Только вода от моего хождения не
появляется». Вряд ли можно что-нибудь прибавить к признанию, под которым Монтерлан
подписался в 1927 году. Вода так и не вышла на поверхность. Может быть, Монтерлану
следовало бы зажечь костер Перегрина — это был бы самый логичный выход из
положения. Он предпочел искать спасения в культе самого себя. Вместо того чтобы
отдать себя этому миру, обогатить который он был не в силах, он довольствовался тем,
что смотрелся в него; он подстраивал свою жизнь под этот мираж, видимый ему одному.
«Принцы чувствуют себя непринужденно в любых обстоятельствах, даже в поражении» 1,
— пишет он; а так как он находит удовольствие в по-
«Июньское солнцестояние».
 
255 
ражении, то считает себя королем. Из Ницше он вынес, что «женщина — развлечение для
героя», и решил, что достаточно развлекаться с женщинами, чтобы быть посвященным в
герои. Ну и все остальное соответственно. Как говорит Косталь; «Какой же, в
сущности, вздор!»
18
II Д.Г. ЛОУРЕНС, ИЛИ ФАЛЛИЧЕСКАЯ ГОРДОСТЬ
Лоуренса можно назвать антиподом Монтерлана. Его задача не в том, чтобы определить
частные отношения между мужчиной и женщиной, но в том, чтобы вернуть их обоих в
истинную Жизнь. Истинность эта не предполагает ни изображения, ни волеизъявления —
она охватывает животную сущность, куда уходит своими корнями человек. Лоуренс
страстно протестует против антитезы «пол — мозг»; в нем есть космический оптимизм,
кардинальным образом противостоящий пессимизму Шопенгауэра; жажда жизни,
выражающаяся в фаллосе, есть радость; мысль и действие должны проистекать именно из
этой жажды жизни, чтобы не стать пустым понятием, бесплодным механизмом. Просто
одного полового цикла недостаточно, ибо он замыкается в имманентности: он — синоним
смерти; но и эта увечная действительность — секс и смерть — лучше, чем усеченное
существование плотского humusl. Мужчине не только необходимо, как Антею, время от
времени касаться земли; его мужская жизнь должна вся целиком быть выражением его
мужественности, которая предполагает и непосредственно требует женщину; таким
образом, последняя — это не развлечение, не добыча, не объект перед лицом субъекта, но
полюс, необходимый для существования полюса с противоположным знаком. Мужчинам,
не желавшим считаться с этой истиной, как, например, Наполеон, не удалась их мужская
судьба — это неудачники. Спасение личности — не в утверждении ее исключительности,
Hosted by uCoz