Navigation bar
  Print document Start Previous page
 22 of 250 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
нет стран, где бы она по закону имела одинаковый статус с мужчиной; часто мужчина
существенно ущемляет ее интересы. Но даже тогда, когда права ее абстрактно
признаются, устоявшиеся, привычные нравы не дают им обрести конкретного воплощения
в повседневной жизни. С экономической точки зрения мужчины и женщины — это
практически две касты; при прочих равных условиях мужчины имеют более выгодное
положение и более высокую зарплату, чем недавно ставшие их конкурентами женщины. В
промышленности, политике и т.д. мужчин гораздо больше, и именно им принадлежат
наиболее важные посты. Помимо имеющейся у них конкретной власти, они еще облечены
престижем, который традиционно поддерживается всей системой воспитания детей: за
настоящим проступает прошлое, а в прошлом историю творили исключительно мужчины.
В тот момент, когда женщины начинают принимать участие в освоении мира, мир этот
еще всецело принадлежит мужчинам — в этом абсолютно уверены мужчины и почти
уверены женщины. Отказаться быть Другим, отказаться быть пособницей мужчины
означало бы для них отречься от всех преимуществ, которые может предоставить союз с
высшей кастой. Мужчина-сюзерен гарантирует женщиневассалу материальную
защищенность и берет на себя оправдание ее существования; ведь вместе с
экономическим риском она избегает и риска метафизического, ибо свобода вынуждает
самостоятельно определять собственные цели. В самом деле, наряду
 
32
со стремлением любого индивида утвердить себя в качестве субъекта — стремлением
этическим — существует еще соблазн избежать своей свободы и превратить себя в вещь.
Путь этот пагубен, ибо пассивный, отчужденный, потерянный человек оказывается
жертвой чужой воли, существом, отторгнутым от собственной трансцендентности,
потерявшим всякую ценность. Но это легкий путь: он дает возможность избежать тревоги
и напряжения, свойственных подлинному существованию. Таким образом, мужчина,
конституирующий женщину как Другого, находит в ней сильнейшую тягу к
пособничеству. Так, женщина не требует признания себя Субъектом, потому что для этого
у нее нет конкретных средств, потому что она испытывает необходимость в
привязанности к мужчине, не предполагая обратной связи, и потому что часто ей нравится
быть в роли Другого.
Но сразу же возникает вопрос; а как началась вся эта история? Понятно, что дуализм
полов, как всякий дуализм, выразился в конфликте. Понятно, что если одному из двух
удалось установить свое превосходство, то он должен утвердиться как нечто абсолютное.
Остается объяснить, почему именно мужчина с самого начала одержал верх. Кажется, и
женщины могли бы достичь победы или борьба могла бы навсегда остаться
незавершенной. Почему же так случилось, что мир всегда принадлежал мужчинам и
только сегодня положение вещей начинает меняться? И благотворно ли это изменение?
Приведет оно или нет к тому, что мир будет поровну поделен между мужчинами и
женщинами?
Вопросы эти далеко не новы, и на них существует целый ряд ответов. Но сам факт, что
женщина — это Другой, опровергает все оправдания, когда-либо выдвигавшиеся на сей
счет мужчинами: уж слишком очевидно, что оправдания эти продиктованы их
собственными интересами, «Все написанное мужчинами о женщинах должно быть
подвергнуто сомнению, ибо мужчина — одновременно и судья, и одна из тяжущихся
сторон», — сказал в XVII веке Пулен де ля Барр, малоизвестный феминист. Везде и во все
Hosted by uCoz