Navigation bar
  Print document Start Previous page
 230 of 250 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
мир; толь-
• Выделено Бретоном.
 
279 
ко женственность как таковая вносит в цивилизацию людей тот самый другой элемент, в
котором заключена истинность жизни и поэзии и который один только и может избавить
человечество.
Поскольку перспектива Бретона — исключительно поэтическая, женщину он
рассматривает исключительно как поэзию, то есть как другое. И сколько ни задавайся
вопросом о ее судьбе, ответ будет таиться в идеале взаимной любви: у нее нет иного
призвания, кроме любви; в этом нет никакого принижения, поскольку призвание мужчины
— тоже любовь. Между тем хотелось бы знать, является ли и для нее любовь ключом к
миру, открытием красоты; найдет ли она эту красоту в своем любовнике? или в своем
собственном образе? будет ли она способна на поэтическую деятельность, в ходе которой
поэзия рождается на свет при помощи восприимчивого существа, — или ограничится
одобрением творчества своего партнера? Она — «поэзия-в-себе» непосредственно, то есть
для мужчины; но нам не известно, является ли она поэзией для себя. Бретон не говорит о
женщине как о субъекте. Он также никогда не рисует образа дурной женщины. Все его
творчество — за исключением нескольких манифестов и памфлетов, где он обрушивается
на человеческое стадо, — посвящено не перечню поверхностных форм сопротивляемости
мира, но раскрытию его потаенной истины; и женщина интересует его только в качестве
наилучших «уст». Глубоко укоренившаяся в природе, совсем близкая к земле, она
представляется также и ключом к запредельному миру. У Бретона есть тот же
эзотерический натурализм, что у гностиков, видевших в Софии искупительное и даже
созидающее начало, что и у Данте, избравшего Беатриче себе в проводники, или у
Петрарки, озаренного любовью Лауры. Именно поэтому существо, наиболее глубоко
укоренившееся в природе, наиболее близкое к земле, является одновременно и ключом к
запредельному миру. Она — Истина, Красота, Поэзия, то есть — Все; более того, Все,
принявшее облик другого, Все, за исключением самой себя.
21
V
СТЕНДАЛЬ, ИЛИ РОМАНТИКА ИСТИННОГО
Я покидаю современную эпоху и возвращаюсь к Стендалю только потому, что после всех
этих карнавалов, где женщина переодевается то мегерой, то нимфой, то утренней звездой,
то сиреной, встреча с мужчиной, живущим среди женщин из плоти и
крови, будет весьма ободряющей.
Стендаль с детства любил женщин чувственной любовью; на них проецировал свои
юношеские устремления: он охотно воображал себя спасающим от какой-нибудь
опасности прекрасную незнакомку и завоевывающим ее любовь., Когда он приехал в
Париж, самым пылким его желанием была «очаровательная жена; 
Hosted by uCoz