Navigation bar
  Print document Start Previous page
 232 of 250 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
невостребованными их самые блистательные качества, в изобилии несущие счастье и им
самим и нам». В десять лет девочка живее и тоньше своего брата; в двадцать озорник
оказывается остроумным человеком, а девушка — «большой дурой, неловкой, робкой и
боящейся пауков»; виновато же в этом полученное ею воспитание. Женщинам следовало
бы давать точно такое же образование, что и молодым людям. Антифеминисты возражают
на это, что образованные и умные женщины — чудовищны; а вся беда в том, что они до
сих пор составляют исключение; если бы они все могли так же естественно, как и
мужчины, приобщаться к культуре, то и пользовались бы они ею столь же естественно. А
изуродовав, их заставляют подчиняться противоестественным законам; их выдают замуж
против воли и требуют от них верности, и даже развод вменяется им в вину как
распутство. Очень многих из них обрекают на праздный образ жизни, тогда как счастье
вне труда невозможно. Такое положение дел возмущает Стендаля, в нем он видит
источник всех недостатков, за которые упрекают женщин. Они не ангелы, не демоны, не
сфинксы — они человеческие существа, которых идиотские нравы низвели до
полурабского положения.
Именно в силу того, что они угнетенные, лучшие из женщин стараются избежать тех
пороков, что так обезображивают их угнетателей; сами по себе они не ниже и не выше
мужчины; но все любопытным образом оказывается наоборот, и само их обездоленное
положение идет им на пользу. Известно, что Стендаль терпеть не может дух серьезности:
деньги, почести, положение в обществе, власть кажутся ему самыми жалкими идолами;
огромное большинство мужчин ради них теряет себя; педант, важная персона, буржуа,
муж подавляют в них всякую искру истинной жизни; как в доспехи, закованные в готовые
идеи и выученные чувства, послушные социальной рутине, они на самом деле несут в себе
одну пустоту; мир, населенный такими бездушными созданиями, — это пустыня скуки. К
сожалению, есть немало женщин, увязающих в этих унылых болотах; это куколки с
«идеями узкими и парижскими» или лицемерные святоши; Стендаль испытывает
«смертельное отвращение к честным женщинам и присущему им лицемерию»; к своим
легкомысленным занятиям они относятся с той же серьезностью, какой руководствуются
их мужья; глупые благодаря воспитанию, завистливые, тщеславные, болтливые, злые из-
за праздного образа жизни, холодные, сухие, претенциозные, вредные, они населяют
Париж и провинцию; их шипение раздается за спиной таких благородных дам, как г-жа де
Реналь и г-жа де Шателле. Наверное, с самым злобным усердием рисо-
 
282 
вал Стендаль портрет г-жи Гранде, которую он сделал точной негативной копией г-жи
Ролан или Метильды. Красивая, но лишенная выразительности, презрительная,
необаятельная, она отпугивает своей «знаменитой добродетелью», но не знает истинного
стыда, идущего от сердца; исполненная самодовольства, восхищающаяся собственной
персоной, она умеет лишь подражать внешнему величию; в сущности, она пошла и низка;
«в ней нет характера... она нагоняет на меня скуку», — думает г-н Левен. Она «в высшей
степени благоразумна и озабочена осуществлением своих планов», ее единственное
стремление — сделать мужа министром; «ум ее был иссушен»; осмотрительная, умеющая
ко всему приспособиться, она всегда остерегалась любви, она неспособна на
великодушный порыв; и когда в этой сухой душе вспыхивает страсть, она сжигает ее, не
озарив своим светом.
Чтобы понять, чего же Стендаль требует от женщин, достаточно перевернуть этот образ
Hosted by uCoz