Navigation bar
  Print document Start Previous page
 234 of 250 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
соединиться с любимыми; потайные двери, веревочная лестница, окровавленные сундуки,
похищения, заточения, убийства, разгул страсти и непослушания возникают благодаря
изобретательности, в которой расходует себя изощренный ум; а угроза смерти и мучений
только придает блеска дерзновенным порывам описанных Стендалем неистовых душ.
Даже в более зрелых своих произведениях он по-прежнему остается чувствителен к этой
броской романтике: она — наглядный образ того романтического духа, что рождается в
сердце; их нельзя отделить друг от друга, равно как нельзя разделить уста и возникшую на
них улыбку. Изобретая алфавит, позволяющий переписываться с фабрицио, Клелия
заново изобретает любовь; Сансеверина описана как «всегда искренняя душа, не
признающая осторожности, целиком отдающаяся впечатлению момента»; душа эта
раскрывается перед нами, когда берется интриговать, отравляет принца и затопляет
Парму; она вся — в возвышенной и безумной затее, которую ей захотелось осуществить.
Лестница, что приставляет к своему окну Матильда де ля Моль,
— это вовсе не
театральный аксессуар: это материальное воплощение ее гордой неосмотрительности,
тяги к
 
284 
необычайному, вызывающей смелости. Эти души так и не обнаружили бы свои качества,
если бы не были окружены врагами, будь то стены тюрьмы, воля властелина или
строгость семейных нравов.
И все же труднее всего преодолеть те препятствия, которые каждый находит в самом себе;
вот тогда свобода переживает наиболее сомнительное, мучительное и заманчивое
приключение. Очевидно, что Стендаль тем больше симпатизирует своим героиням, чем
теснее темница, в которой они томятся. Конечно, ему нравятся шлюхи, возвышенные и
невозвышенные, раз и навсегда поправшие все условности; но куда нежнее его отношение
к Метильде, которую сдерживают угрызения совести и стыд. Такая женщина, как г-жа де
Окенкур, нравится Люсьену Левену — но страстную любовь пробуждает в нем
целомудренная, сдержанная, нерешительная г-жа де Шателле; фабрицио восхищается
цельностью натуры ни перед чем не отступающей Сансеверины, но предпочитает ей
Клелию — сердце его завоевывает молодая девушка. А г-жа де Реналь, скованная
гордостью, предрассудками, невежеством, — это, наверное, самая удивительная из всех
женщин, созданных Стендалем. Он охотно селит своих героинь в провинции, среди
ограниченных людей, ставит над ними дурака мужа или отца; ему нравится, чтобы они
были необразованны или даже напичканы ложными идеями. Г-жа де Реналь и г-жа де
Шателле обе неисправимые легитимистки; первая из них по натуре робка и совершенно
неопытна, вторая наделена блестящим умом, о котором и сама не подозревает; а значит,
они не отвечают за свои ошибки, а скорее становятся их жертвами, равно как и жертвами
институтов и нравов. Романтика возникает из ошибки, подобно тому как поэзия
рождается из неудачи. Трезвый ум, сам решающий, что ему делать и как, вызывает
одобрение или сухое осуждение; тогда как на мужество и хитрости благородного сердца,
ищущего свой путь во мраке, мы смотрим с тревогой, жалостью, иронией и любовью. Эти
женщины введены в заблуждение, а потому в них процветают бесполезные и
очаровательные свойства, такие, как стыдливость, гордость, крайняя чувствительность; в
каком-то смысле это недостатки: они порождают ложь, мнительность, злобу, но целиком
объясняются положением, в которое поставлены женщины; последние принуждены
обращать свою гордость на вещи незначительные или по крайней мере «вещи, имеющие
значение только благодаря чувству», потому что все предметы, «признанные важными»,
Hosted by uCoz