Navigation bar
  Print document Start Previous page
 238 of 250 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
препятствия: она бедна, живет в деревне, невежественна, грубо воспитана людьми,
напичканными всеми возможными предрассудками; но она устраняет со своего пути все
моральные преграды с того дня, как постигает всю полноту смысла коротенькой фразы;
«Это глупо». Свободомыслие позволяет ей по собственному усмотрению распоряжаться
импульсами любопытства, честолюбия, веселости; перед таким решительным характером
материальные препятствия неминуемо должны сгладиться; единственная проблема — это
обеспечить себе в посредственном мире достойную ее судьбу. Ей пришлось выразить себя
в преступлении и смерти — но такая же участь выпала и Жюльену. В обществе таком, как
оно есть, нет места великим душам — мужчины и женщины оказываются в одинаковом
положении.
Примечательно, что Стендаль одновременно столь глубоко романтичен и столь
решительно привержен феминизму; обычно феминисты — люди рациональные,
подходящие ко всему с универсальной точки зрения; Стендаль же требует эмансипации
женщин не только во имя свободы вообще, но во имя личного счастья. Любовь при этом
ничего не потеряет, считает он; наоборот, она будет более истинной, если женщина, став
равной мужчине, сможет полнее понять его. Наверное, некоторые из качеств, которые
привлекают в женщине, исчезнут; но ценность их происходит оттого, что в них находит
выражение свобода; а она станет проявляться по-иному; и романтика в мире не угаснет.
Два отдельных существа, попадающие в различные ситуации, противостоящие друг другу
своей свободой и пытающиеся обрести друг в друге оправдание своего существования,
всегда будут переживать приключение, полное опасностей и обещаний. Стендаль верит в
правду; стоит человеку начать избегать ее, и он заживо умирает; но там, где она
процветает, процветают красота, счастье, любовь — ра-
 
289 
дость, которая сама несет в себе свое оправдание. А поэтому, равно как и мистификацию
серьезного, он отрицает ложную поэзию мифов. Ему довольно человеческой
действительности. Женщина, по его мнению, просто человек — и никакие грезы не в
силах дать ничего более упоительного.
22
VI
Из этих примеров видно, что в творчестве каждого отдельного писателя находят
отражение великие коллективные мифы: женщина предстает перед нами как плоть;
мужская плоть рождается из материнского чрева и вновь создается в объятиях
возлюбленной; это роднит женщину с природой, она воплощает ее; животное, долина
крови, распустившаяся роза, сирена, округлый контур холма — она дарует мужчине
humus, жизненную силу, осязаемую красоту и мировую душу; у нее могут быть ключи от
поэзии; она может быть посредницей между этим и потусторонним миром: благодать или
пифия, звезда или колдунья, она открывает дверь в сверхъестественное, сверхреальное; ее
удел — имманентность; благодаря своей пассивности она несет мир, гармонию; но стоит
ей отказаться от этой роли, как она превращается в самку богомола, людоедку. Во всяком
случае, она воспринимается как привилегированный Другой, через которого осуществляет
себя субъект: это одна из мерок человека, его равновесие, спасение, его приключение,
счастье.
Hosted by uCoz