Navigation bar
  Print document Start Previous page
 246 of 250 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
воображаемого, — пишет Жид. — Достаточно вообразить, что любишь, чтобы полюбить,
и точно так же достаточно сказать себе, что ты воображаешь, что любишь, когда в самом
деле любишь, чтобы сразу же начать любить немного меньше...» Различие между
реальным и воображаемым возникает только в конкретном поведении. Мужчина,
занимающий в этом мире привилегированное положение, имеет возможность активно
демонстрировать свою любовь; очень часто он содержит женщину или по крайней мере
помогает ей; женившись, он дает ей определенное социальное положение; он делает ей
подарки; его экономическая и социальная независимость позволяет ему выступать с
инициативами и делать жесты: разлученный с г-жой де Вильпаризи, г-н де Норпуа не раз
проводил в дороге целые сутки, чтобы с ней соединиться; очень часто он занят, она же
живет в праздности: он дарит ей время, которое проводит с ней; она же принимает его — с
радостью, со страстью или просто чтобы развлечься? Принимает ли она его благодеяния
из любви или из соображений выгоды? Любит ли она мужа или замужнее состояние?
Конечно, и те доказательства, что
 
298 
приводит мужчина, весьма двусмысленны: приносит ли он тот или иной дар из любви или
из жалости? Но если женщина обычно находит в мужском обхождении множество
преимуществ, обхождение женщины может пойти на пользу мужчине лишь постольку,
поскольку он ее любит. И поэтому по его поведению в целом можно примерно оценить
степень его привязанности. Между тем женщина почти не имеет возможности копаться в
собственном сердце; в зависимости от настроения она может по-разному относиться к
своим чувствам, и до тех пор пока она будет переживать их пассивно, ни одна из
интерпретаций не будет в достаточной степени соответствовать истине. В тех редких
случаях, когда экономические и социальные преимущества на ее стороне, с тайной все
обстоит наоборот, и это отлично показывает, что связана эта тайна не с одним каким-
нибудь полом, а с определенным положением. Для огромного числа женщин пути
трансценденции перекрыты: поскольку они ничего не делают, они ничем и не становятся',
они без конца спрашивают, чем они могли бы стать, что приводит их к вопросу о том, что
они есть: вопрос этот праздный; мужчине не удается обнаружить эту скрытую сущность
именно потому, что она просто-напросто не существует. Женщину держат вне мира, а
потому она не может объективно определить себя через мир, и тайна ее скрывает в себе
одну лишь пустоту.
Кроме того, ей, как всем угнетенным, случается намеренно прятать свое подлинное лицо;
раб, слуга, нищий — все те, кто зависит от капризов хозяина, научились взирать на него с
неизменной улыбкой или с загадочной невозмутимостью; истинные свои чувства,
истинную манеру поведения они тщательно скрывают. И женщину с ранней юности учат
лгать мужчинам, хитрить, лавировать. Она встречает их с разными поддельными лицами;
она осторожна, она притворяется и лицедействует.
Но женская Тайна в представлении мифологического мышления — это реальность более
глубокая. На самом деле она непосредственно подразумевается самой мифологией
абсолютного Другого. Если допустить, что несущественное сознание — это тоже
пропускающая свет субъективность, способная оперировать cogito1, то это значит
признать, что оно действительно суверенно и в конечном счете существенно; а чтобы
всякая обоюдность оказалась невозможной, надо, чтобы Другой был другим для самого
себя, чтобы сама его субъективность ощущалась как Другое; такое сознание, будучи
Hosted by uCoz