Navigation bar
  Print document Start Previous page
 28 of 250 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Разве женщина из гарема не счастливее какой-нибудь избирательницы? Разве
домохозяйка не счастливее работницы? Не совсем ясно, что означает слово «счастье» и
тем более какие подлинные ценности в нем сокрыты. Нет никакой возможности измерить
счастье другого человека, зато всегда легко можно объявить счастливой ситуацию,
которую хочешь ему навязать: обреченных на застойное прозябание, в частности,
объявляют счастливыми под тем предлогом, что счастье — это неподвижность. Итак, к
этому понятию мы прибегать не будем. Перспектива, которую принимаем мы, — это
перспектива экзистенциалистской морали. Любой субъект конкретно полагает себя через
определенные проекты1 — это его трансценденция. Он осуществляет свою свободу лишь
путем постоянного самоопределения на пути к другим свободам. Единственное
оправдание его сегодняшнего существования — это его устремленность в бесконечно
открытое будущее. Каждый раз, когда трансценденция застывает в
1 Проект (projet), по Сартру, — свободное продуцирование цели. — Перед. 
39
имманентности, существование деградирует, превращаясь в «в-себе-бытие», а свобода
оборачивается фактичностью1. Если субъект смиряется с этим падением, оно становится
его моральной виной. Если оно ему навязано, то принимает форму фрустрации или
угнетения. В обоих случаях оно является абсолютным злом. Всякий индивид,
стремящийся оправдать свое существование, ощущает последнее как некую потребность в
трансценденции. Вот почему особенность ситуации женщины состоит в том, что, обладая,
как и любой человек, автономной свободой, она познает и выбирает себя в мире, где
мужчины заставляют ее принять себя как Другого: ее хотят определить в качестве объекта
и обречь тем самым на имманентность, косность, поскольку трансценденция ее будет
постоянно осуществляться другим сознанием, сущностным и суверенным. Драма
женщины — в конфликте между фундаментальным притязанием всякого субъекта, всегда
полагающего себя как существенное, и требованиями ситуации, определяющей ее как
несущественное. Как может реализовать себя человеческое существо в положении
женщины? Какие пути ему открыты? Какие из них тупиковые? Как обрести
независимость внутри зависимости? Какие обстоятельства ограничивают свободу
женщины и может ли она их преодолеть? Таковы основные вопросы, которые нам
хотелось бы прояснить. То есть, говоря о шансах индивида, мы будем определять их,
исходя не из понятия «счастье», а из понятия «свобода».
Разумеется, эта задача была бы лишена всякого смысла, если бы мы считали, что над
женщиной довлеет судьба — физиологическая, психологическая или экономическая.
Поэтому вначале мы разберем те суждения по поводу женщины, что приняты в биологии,
психоанализе и историческом материализме. Потом попытаемся проанализировать, как
сформировалась реальность «женского бытия», почему женщина была определена как
Другой и каковы были последствия этого определения с точки зрения мужчин. А затем,
уже с точки зрения женщин, мы опишем тот мир, что был им предложен2, чтобы понять, с
какими трудностями они сталкиваются в тот момент, когда, пытаясь выйти за пределы до
сих пор отводимой им области, претендуют на участие в человеческом mitsein.
1 «Неподлинность», «искусственность», «заданность» — термин Сартра. Перед.
2 Это составит содержание второго тома.
 
Hosted by uCoz