Navigation bar
  Print document Start Previous page
 31 of 250 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
принимается как данность. Не дает ему обоснования и Аристотель, ибо если любое
действие требует взаимодействия материи и формы, необязательно, чтобы активное и
пассивное начала распределялись по двум категориям гетерогенных индивидов. И таким
образом, святой Фома Аквинский объявляет женщину существом «случайным» и тем
самым утверждает — в мужской перспективе — случайный характер половой
принадлежности. Гегель в свою очередь изменил бы своему исступленному
рационализму, если бы не попытался логически ее обосновать. Пол, согласно его учению,
представ-
1 Гаметами называются половые клетки, из слияния которых получается яйцеклетка.
2 Гонадами называются железы, производящие гаметы.
 
43
ляет собой опосредование, через которое субъект конкретно постигает себя как род. «Род
в нем как напряжение, вызванное несоразмерностью его единичной действительности,
становится стремлением достигнуть сочувствия в другом представителе того же рода,
восполниться через соединение с ним и через это опосредствование сомкнуть род с собой
и дать ему существование — это есть процесс совокупления»1. И немного ниже: «Процесс
состоит в том, Что, будучи в себе единым родом, одной и той же субъективной
жизненностью, они и полагают это единство как таковое». И затем Гегель заявляет, что
для того, чтобы два пола могли сблизиться, предварительно необходима их
дифференциация. Но доказательство его неубедительно; слишком чувствуется здесь
стремление во что бы то ни стало найти в любой операции три составляющие силлогизма.
Выход особи за пределы своего «я» к виду, в результате которого особь и вид достигают
подлинной реализации своей сущности, мог бы осуществиться и без третьего элемента,
через непосредственное отношение родителя и ребенка — способ воспроизводства при
этом может быть и неполовым. Или же отношение одного к другому может представлять
собой отношение двух сходных особей, а различие тогда будет возникать за счет
своеобразия особей одного типа, как это бывает у гермафродитов. Описание Гегеля
раскрывает одно очень важное значение половой принадлежности — но, как всегда, его
ошибка в том, что из значения он делает объяснение.
Мужчины определяют пол и взаимоотношения полов в ходе половой деятельности
подобно тому, как они придают смысл и значение всем исполняемым ими функциям, но
все это совершенно необязательно свойственно человеческой природе. МерлоПонти в
«Феноменологии восприятия» отмечает, что человеческое существование, или
экзистенция, вынуждает нас пересмотреть понятия необходимости и случайности.
«Существование, — пишет он, — не имеет случайных атрибутов, в нем нет содержания,
от которого зависела бы его форма, оно не допускает в себе чистого факта, так как само
является движением, которое несет в себе эти факты». Это верно. Но верно также и то, что
существуют условия, без которых сам факт существования представляется невозможным.
Присутствие в мире неминуемо подразумевает определенное положение тела,
позволяющее ему быть одновременно частью этого мира и точкой зрения на него, но при
этом не требуется, чтобы тело обладало тем или иным особенным строением. В работе
«Бытие и ничто» Сартр спорит с утверждением Хайдеггера, что сам факт конечности
обрекает реальность человеческого существования на смерть. Он устанавливает, что
можно представить себе существование конечное и не ограниченное временем. Тем
Hosted by uCoz