Navigation bar
  Print document Start Previous page
 4 of 250 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
«привилегия» брака с Сартром подвела ее к сюжету книги «Второй пол». Собственная
семейная жизнь стала для нее чем-то вроде Зазеркалья — чудесного, но опрокинутого,
обратного отражения заурядных супружеских будней. Она позволила Симоне полнее
осознать всю чудовищную несправедливость обычной женской судьбы — этого «вязкого
существования», в котором нет ни свободы, ни самоосуществления.
1 Ж.-П. Сартр. Первичное отношение к другому: любовь, язык, мазохизм. — Философия
любви. Т. 2. М., 1990, с. 459.
 
7
Сама идея книги была подсказана Сартром. Это произошло вскоре после триумфа его
главной работы «Бытие и ничто», появившейся в годы Сопротивления. Сартр считал, что
для подтверждения их версии экзистенциализма, которую он уже изложил, Симоне было
бы неплохо написать нечто вроде исповеди о том, что значит для нее быть женщиной,
Симона отказалась. Она не видела здесь сюжета; по ее мнению, женственность никак не
отражалась на ее существовании. Сартр настаивал. В «женском уделе» он, похоже,
усмотрел крайний вариант «удела человеческого» с его заброшенностью в мире
«абсурда», «утраченного смысла» и «тошноты». Ему было важно, чтобы, описывая эту
предельную ситуацию, Симона проиллюстрировала верность исходных постулатов. Ей
пришлось согласиться с его доводами. Но поначалу она предполагала заняться лишь
мифологией — исследовать легенды и мифы о «женщинах, созданные мужчинами». Сартр
стал убеждать ее расширить исследование, включить в него материалы по биологии,
физиологии, психологии, психоанализу. Приняв и эти его доводы, она пошла еще дальше,
привлекая свидетельства истории, социологии, литературы*. В итоге за немыслимо
короткий срок, в три года, ей удалось собрать материалы, написать и издать обобщающий
труд в тысячу страниц, где она попыталась выяснить для себя и объяснить читателю, что
же такое этот «женский удел», что стоит за понятием «природное назначение пола», чем и
почему положение женщины в этом мире отличается от положения мужчины, способна ли
в принципе женщина состояться как полноценная личность, и если да, то при каких
условиях, на каких путях, какие обстоятельства ограничивают свободу женщины и как их
преодолеть.
Понятно, что это была не первая книга о женщинах и «женском уделе». И по характеру
поставленных вопросов понятно, что Симона де Бовуар, приступая к исследованию, уже
знала на них ответы. Часть из них диктовалась логикой экзистенциализма. Другая часть —
тем спором о назначении женщины и ее роли в обществе, который шел испокон веку,
Симона де Бовуар не случайно решила было сосредоточиться на анализе мифов народов
мира. Они служили первым идеологическим обоснованием самого загадочного факта
истории — первичного разделения труда между мужчиной и женщиной, которое
поставило женщину в неравное, зависимое положение от мужчины. Мифы Запада и
Востока, Севера и Юга, описывая этот факт, говорили о «природном назначении
женщины», о «тайне пола», об особенностях мужского и женского начал. Мировые
религии шли еще дальше и санкционировали строгую соподчиненность в отношениях
между полами: мужчина — полноценный человек, субъект истории, женщина —
Об истории создания книги «Второй пол» см. мемуары С. де Бовуар: S.DeBeauvoir. Force
des choses. P., 1963.
Hosted by uCoz