Navigation bar
  Print document Start Previous page
 53 of 250 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Итак, если мы можем сказать, что у высших животных индивидуальное существование
самца утверждает себя с большей настойчивостью, чем существование самки, то у
человека его индивидуальные «возможности» зависят от экономического и социального
положения.
Кстати говоря, далеко не всегда индивидуальные привилегии самца обеспечивают ему
господствующее положение внутри рода; через материнство самка отвоевывает себе
некоторую автономию. Иногда самец навязывает свое господство: так, например,
получается в случае обезьян, изученных Цукерманом; но часто определенный образ жизни
ведут сообща оба супруга; лев на равных разделяет с львицей заботы о жилище. Здесь
опять же случай человека не сводим ни к какому другому виду; люди в первую очередь
определяются не как индивиды; мужчины и женщины никогда не сталкивались друг с
другом один на один; пара изначально является особым mitsein; сама по себе она
представляет собой постоянный или переходный элемент более многочисленного
коллектива; так кто же — мужчина или женщина — в рамках этих общественных
образований более необходим роду? На уровне гамет, на уровне биологических функций
зачатия и беременности, мужское начало созидает, чтобы поддерживать, женское —
поддерживает, чтобы созидать. Что же происходит с этим разделением в общественной
жизни? Для видов, живущих на других организмах или на субстратах, для тех, которым
природа дает корм без труда и в изобилии, роль самца ограничивается оплодотворением;
когда же надо искать, охотиться, бороться, чтобы обеспечить детенышей необходимым
питанием, самец часто помогает в уходе за ними; помощь эта становится совершенно
необходимой в тех видах, где дети еще долго после отрыва от материнской груди
неспособны позаботиться о собственных нуждах, — тогда участие самца становится
крайне важным, без него порожденная им
 
69
жизнь не сможет поддержать себя. Одного самца достаточно, чтобы ежегодно
оплодотворять множество самок, но, чтобы дети выжили после рождения, чтобы защитить
их от врагов, чтобы вырвать у природы все, в чем они нуждаются, необходимы именно
самцы. Равновесие производящих и воспроизводящих сил по-разному реализуется на
разных стадиях экономического развития человеческой истории, и этими же стадиями
определяются отношения мужчины и женщины к детям и, как следствие, их отношения
между собой. Но здесь мы уже выходим за рамки биологии; опираясь только на нее,
невозможно установить примат одного из двух полов в том, что касается их роли в
обеспечении постоянства вида, Ведь общество — это уже не род, в нем род реализует себя
как существование; в нем род трансцендирует в мир и в будущее; его нравы не выводятся
из положений биологии; в нем индивиды никогда не бывают сведены только к своей
природной данности, они повинуются обычаю — второй натуре, в которой находят
отражение чаяния и опасения, продиктованные их онтологическим отношением к миру.
Субъект осознает себя и осуществляет себя не просто как тело, но как тело, подчиненное
табу и законам: он определяет свое значение лишь от имени определенных ценностей. И
опять же, система ценностей задается не физиологией — скорее биологические данные
подпадают под ту систему, что вырабатывает для них существующий. Если уважение или
страх, внушаемые женщиной, препятствуют применению по отношению к ней насилия,
превосходство мужчины в мускульной силе не может служить источником власти. Если
обычай диктует — как в некоторых индейских племенах, — чтобы девушки выбирали
себе мужей или чтобы вопросы брака решал отец, половая агрессивность мужчины не
Hosted by uCoz