Navigation bar
  Print document Start Previous page
 55 of 250 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
— это психоаналитики». Несмотря на схоластические усилия все прояснить, 
71
часто отдающие педантизмом, многие двусмысленности до сих пор остаются
невыясненными. Как заметили Сартр и Мерло-Понти, предложение «сексуальность
сопротяженна существованию» может пониматься в двух совершенно разных смыслах;
можно под этим подразумевать, что все происходящее с существующим человеком имеет
сексуальное значение или что любое сексуальное явление имеет экзистенциальный смысл.
Между этими двумя утверждениями возможен компромисс, но обычно все
ограничиваются тем, что смешивают одно с другим. Впрочем, стоит провести различие
между «сексуальным» и «генитальным», как понятие «сексуальности» становится
расплывчатым. «Сексуальное у Фрейда означает внутреннюю способность
высвобождения генитального», — говорит Дальбье. Но ничего нет туманнее идеи
«способности», то есть возможного— одна лишь действительность дает неопровержимое
доказательство возможности. Фрейд, не будучи философом, отказался дать философское
обоснование своей системы; его ученики утверждают, что тем самым он уклоняется
вообще от всякого метафизического подхода. Между тем за каждым его утверждением
стоит метафизический постулат: пользоваться его языком — значит принять
определенную философию. Да этого требует уже само возникновение подобной
путаницы, затрудняющей критический анализ.
Фрейда судьба женщины не слишком волновала. Ясно, что, описывая ее, он скопировал
описание мужской судьбы, ограничившись изменением некоторых деталей. Еще до него
сексолог Мараньон заявил: «Можно сказать, что, будучи дифференцированной энергией,
либидо является силой мужского ощущения. То же самое мы скажем и об оргазме». По
его мнению, женщины, достигающие оргазма, суть «мужеподобные» (viriloides)
женщины; сексуальный порыв «односторонен», а женщина находится лишь на полпути1.
Фрейд до этого не доходит; он признает, что сексуальность у женщины развита так же,
как и у мужчины; но он практически не занимается ее непосредственным изучением. Он
пишет: «Либидо всегда — и закономерно по природе своей — есть мужская суть,
независимо от того, встречается ли оно у мужчины или у женщины». Он отказывается
полагать женское либидо как нечто особенное — это либидо представляется ему как
сложное ответвление человеческого либидо вообще. Последнее, считает он, вначале
развивается одинаково у обоих полов: все дети проходят оральную фазу, привязывающую
их к материнской груди, потом -— анальную фазу и, наконец, достигают фазы
генитальной; в этот момент происходит их дифференциация.
1 Любопытно обнаружить эту теорию у Д.Г. Лоуренса. В романе «Змий в павлиньих
перьях» дон Чиприано старается, чтобы его любовница никогда не достигла оргазма: она
должна вибрировать в унисон с мужчиной, а не самоутверждаться в удовольствии.
 
72
Фрейд пролил свет на один факт, значение которого до него недооценивалось: мужской
эротизм окончательно локализуется в пенисе, тогда как у женщины существуют две
различные эротические системы: одна — клиторическая, развивающаяся на инфантильной
стадии, другая — вагинальная, достигающая расцвета после наступления половой
Hosted by uCoz