Navigation bar
  Print document Start Previous page
 56 of 250 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
зрелости. Когда мальчик приходит к генитальной фазе, его развитие закончено; ему
предстоит перейти от аутоэротизма, при котором удовольствие направлено на его
собственную субъективность, к гетероэротизму, который свяжет удовольствие с
объектом, обычно с женщиной. Переход этот совершится в момент полового созревания
через нарциссическую фазу — но, как и в детстве, сохранится преимущество пениса как
эротического органа. Женщине тоже придется через нарциссизм объективировать на
мужчину свое либидо; но процесс этот будет намного сложнее, потому что от
клиторического удовольствия ей надо будет перейти к удовольствию вагинальному. Для
мужчины существует только один генитальный этап, тогда как у женщины их два, и она
гораздо больше рискует не дойти до конца своей сексуальной эволюции, остаться на
инфантильной стадии, что влечет за собой развитие неврозов.
Уже на аутоэротической стадии ребенок более или менее сильно тяготеет к объекту;
мальчик привязывается к матери и хочет идентифицировать себя с отцом; стремление это
вызывает у него страх, он боится, что в наказание отец может нанести ему увечье; из
эдипова комплекса рождается комплекс кастрации. Под его воздействием развиваются
агрессивные чувства по отношению к отцу, но одновременно происходит интериоризация
его авторитета — так формируется «сверх-я», которое становится цензором
инцестуальных тенденций. Тенденции эти вытесняются, комплекс ликвидируется, сын
освобождается от отца, который на самом деле пребывает в нем в виде моральных
установок. Чем более определенный характер имел эдипов комплекс, чем более
категорично он преодолевался, тем сильнее «сверх-я». Поначалу Фрейд совершенно
аналогично описал историю девочки; потом женскую разновидность инфантильного
комплекса он назвал комплексом Электры; но очевидно, что разновидность эта
определяется не столько сама по себе, сколько исходя из мужского прообраза. Впрочем,
он признает между ними одно очень важное различие: девочка вначале имеет
привязанность к матери, тогда как мальчик никогда не испытывает сексуального влечения
к отцу. Но в возрасте пяти лет она обнаруживает анатомическое различие между поАами
и реагирует на отсутствие пениса комплексом кастрации — она считает это увечьем и
страдает от этого. Тогда ей приходится отказываться от своих «мужских» притязаний, она
идентифицирует себя с матерью и пытается соблазнить отца. Комплекс кастрации и
комплекс Электры взаимно друг друга усиливают; чувство фрустрации становится для
девочки тем сильнее, чем больше, любя отца, она хочет ему уподобиться; и
 
73
наоборот, сожаление усиливает любовь — через нежность она внушает отцу, что может
компенсировать свою неполноценность. По отношению к матери девочка испытывает
чувство соперничества и враждебности. Потом у нее тоже формируется «сверх-я» и
инцестуозные тенденции вытесняются; но у нее «сверх-я» слабее: комплекс Электры
выражен не столь отчетливо, как эдипов комплекс, так как первой возникла привязанность
к матери; а поскольку отец сам был объектом этой осуждаемой им любви, запреты здесь
имеют меньше силы, чем в случае с сыном-соперником. Мы видим, что в целом
сексуальная драма, переживаемая девочкой при генитальном развитии, гораздо сложнее,
чем у ее братьев: она может поддаться комплексу кастрации, если откажется от своей
женственности и станет упорно желать обладать пенисом и идентифицировать себя в
отношениях с отцом, В результате она останется на клиторической стадии, станет
фригидной или обратится к однополой любви.
Hosted by uCoz