Navigation bar
  Print document Start Previous page
 62 of 250 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
ego девочка не отчуждается ни в каком материальном предмете, не восполняет себя — ей
приходится сделать объектом всю себя: она полагает себя как Другого. Вопрос о том,
сравнивала она себя с мальчиками или нет, второстепенен; главное, что отсутствие
пениса, даже не осознаваемое ею, не позволяет ощутить себя представительницей пола; из
этого вытекает множество следствий. Но приведенные нами постоянные факторы все же
не определяют судьбу человека; фаллос приобретает такую ценность, потому что
символизирует господство в других областях. Если бы женщине удалось утвердиться как
субъекту, она изобрела бы эквиваленты фаллоса: кукла, воплощающая будущего ребенка,
может стать еще более ценным объектом обладания, чем пенис3. Существуют общества с
материнской филиацией, где у женщин есть маски, в которых отчуждается коллектив; в
таком случае слава пениса во многом меркнет. Анатомическая привилегия становится
основой для подлинной человеческой привилегии лишь при учете ситуации, взятой во
всей ее целост-
1 А 1 i с е В а 1 i n t. La Vie intime de l'enfant, p. 101.
2 Мне рассказали один случай, когда крестьянские дети устроили для забавы
соревнования по экскрементам: престиж того, чьи испражнения были самыми объемными
и крепкими, не могли компенсировать никакие другие достижения в играх или даже в
борьбе. Фекалии играли здесь ту же роль, что и пенис, — в обоих случаях налицо факт
отчуждения.
3 К этим соображениям мы вернемся во второй части; здесь же упоминаем о них лишь из
методических соображений.
 
К оглавлению
80
 
ности. Психоанализ смог бы добраться до истины только в историческом контексте.
Точно так же, как недостаточно сказать, что женщина — это самка, нельзя дать ей
определение исходя из того, как она осознает свою женственность: она осознает ее в
недрах общества, членом которого является. Интериоризируя бессознательное и всю
психическую жизнь, сам язык психоанализа подводит к тому, что драма индивида
происходит в нем самом — эта мысль присутствует в таких словах, как «комплекс»,
«тенденции» и т.д. Но жизнь — это отношение с миром; индивид самоопределяется,
выбирая себя через мир; и чтобы ответить на интересующие нас вопросы, придется
обратиться к миру. В частности, психоанализу не удается объяснить, почему женщина —
это Другой. Ибо сам Фрейд признает, что престиж пениса объясняется господствующим
положением отца, но что ему ничего не известно о происхождении мужского главенства.
Не отбрасывая огульно всех достижений психоанализа, многие из которых весьма
плодотворны, мы все же вынуждены отказаться от этого метода. Прежде всего мы не
будем ограничиваться тем, чтобы рассматривать сексуальность как данность, —
упрощенность такого подхода наглядно демонстрируют описания, касающиеся женского
Hosted by uCoz