Navigation bar
  Print document Start Previous page
 66 of 250 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
сообща владели все члены рода, рудиментарный характер первобытной лопаты и мотыги
ограничивал возможности земледелия: женских сил хватало на тот труд, что требовался
для обработки садов. При этом первобытном разделении труда два пола уже составляют
нечто вроде двух классов; между этими классами существует равенство; мужчина
охотится и рыбачит, женщина остается у домашнего очага; но домашняя работа включает
в себя производительный труд: изготовление посуды, ткачество, садоводство; таким
образом женщина играет большую роль в экономической жизни. С открытием меди,
олова, бронзы, железа, с появлением плуга получает большее распространение
земледелие: для того чтобы корчевать лес и возделывать поля, требуется интенсивный
труд. И тогда мужчина прибегает к услугам других мужчин, низводя их до положения
рабов. Появляется частная собственность; будучи хозяином рабов и земли, мужчина
становится также и хозяином женщины. В этом состоит «великое историческое поражение
женского пола». Оно объясняется переворотом, произошедшим в разделении труда
вследствие изобретения новых орудий. «Та самая причина, которая прежде обеспечивала
женщине ее господство в доме, — ограничение ее труда домашней работой — эта же
самая причина теперь делала неизбежным господство мужчины в доме; домашняя работа
женщины утратила теперь свое значение по сравнению с промысловым трудом мужчины,
его труд был всем, ее работа — незначительным придатком». Тогда же отцовское право
приходит на смену материнскому; передача собственности происходит от отца к сыну, а
не от матери к ее роду, как раньше. Возникает патриархальная семья, основанная на
частной собственности. Женщина в такой семье — угнетенная. Будучи полновластным
господином, мужчина позволяет себе среди прочих и сексуальные капризы: спит с
рабынями или гетерами, то есть становится многоженцем. Как только нравы начинают
допускать обратный вариант, женщина мстит
 
85
неверностью — брак естественно дополняется адюльтером. Это единственное, чем может
защитить себя женщина от домашнего рабства, в котором ее держат, — переносимое ею
социальное угнетение является следствием угнетения экономического. Равенство может
быть установлено лишь тогда, когда оба пола будут иметь юридически равные права; но
это освобождение требует, чтобы весь женский пол влился в общественное производство.
«Освобождение женщины станет возможным только тогда, когда она сможет в крупном
общественном масштабе участвовать в производстве, а работа по дому будет занимать ее
лишь в незначительной мере. А это сделалось возможным только благодаря современной
крупной промышленности, которая не только допускает женский труд в больших
размерах, но и прямо требует его...»
Итак, судьба женщины и будущее социализма тесно связаны между собой, что следует и
из обширного труда, который посвятил женщине Бебель. «Женщина и пролетарий, —
говорит он, — это двое угнетенных». И оба они будут освобождены в результате одного и
того же развития экономики после переворота, произведенного машинным
производством. Проблема женщины сводится к проблеме ее трудовых возможностей.
Могущественная во времена, когда техника была под стать ее силам, свергнутая с
престола, когда оказалось, что она неспособна этой техникой управлять, женщина вновь
обретает равенство с мужчиной в современном мире. И только сопротивление старого
капиталистического патернализма в большинстве стран препятствует этому равенству
осуществиться на практике — оно будет осуществлено, когда будет сломлено
сопротивление. Оно уже осуществлено в СССР, как утверждает советская пропаганда. А
Hosted by uCoz