Navigation bar
  Print document Start Previous page
 69 of 250 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
88
бунте, в нем он, обращаясь к сущности явления, угрожал своим эксплуататорам и в нем
же устремлялся к тому, чтобы перестать существовать как класс. Мы уже говорили во
введении, насколько отлично от этого положение женщины, что связано в особенности с
той общностью жизни и интересов, которая делает ее солидарной с мужчиной, и с тем, что
мужчина встречает в ней сообщницу: в ней нет никакой жажды бунта, революции, она не
смогла бы уничтожить себя как пол — она лишь требует устранения некоторых
последствий половых различий. Еще важнее то, что к женщине нельзя, не покривив
душой, подходить только как к трудящейся; ведь ее роль в воспроизводстве потомства не
менее важна, чем ее производительные возможности; бывают времена, когда рожать детей
полезнее, чем управлять плугом.
Энгельс уходит от этой проблемы; он лишь заявляет, что социализм уничтожит семью: но
это весьма абстрактное решение. Известно, как часто и радикально вынуждены были
менять политику в области семьи в СССР, в зависимости от того, как по-разному
уравновешивались непосредственные нужды производства и народонаселения. Впрочем,
уничтожить семью необязательно означает освободить женщину; примеры Спарты и
нацистского режима показывают, что, и прямо подчиняясь государству, она может быть
по-прежнему угнетаема мужчинами. Действительно, социалистическая этика, то есть та
этика, что ищет справедливости, не устраняя свободы, что налагает на личность
обязанности, не стирая индивидуальности, окажется в затруднительном положении перед
проблемами, возникающими в связи с положением женщины. Невозможно просто-
напросто уподобить деторождение работе или службе наподобие военной службы.
Требование рожать детей является для женщины гораздо более глубоким вторжением в ее
жизнь, чем для граждан ^регламентация их поведения; еще ни одно государство не
осмелилось установить обязательный коитус. Половой акт и материнство не только
занимают время и силы женщины — здесь задействованы сущностные ценности. И
напрасно пытается рационалистический материализм игнорировать драматический
характер половых отношений; половой инстинкт нельзя регламентировать. Нельзя быть
уверенным, что он сам не несет в себе отказа от своего утоления, говорил Фрейд. И
совершенно несомненно, что он не поддается интеграции в социальную сферу, потому что
в эротизме содержится бунт мгновения против времени, бунт индивидуального против
универсального. Стремясь направить его или использовать, рискуешь его убить, ибо с
живой спонтанностью нельзя обращаться как с инертной материей; к тому же ее нельзя
подавить силой, как подавляют свободу. Невозможно впрямую заставить женщину рожать
— единственное, что можно сделать, это поставить ее в такое положение, из которого не
будет другого выхода, кроме материнства. Закон или нравы заставляют ее вступать в брак,
под
 
89
запретом оказываются противозачаточные средства и абортыг не разрешается развод.
Именно эти старые узы патриархата сегодня воскрешены в СССР; возрождены
патерналистские теории брака; и таким образом государство пришло к тому, что снова
потребовало от женщины стать эротическим объектом, — в одной недавней речи
советских гражданок призывали следить за своим туалетом, пользоваться косметикой и
Hosted by uCoz