Navigation bar
  Print document Start Previous page
 73 of 250 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
случае рожать и кормить — это не деятельность, это естественные функции, i них нет
никакого проекта; и поэтому женщина не видит в этом повода для высокомерного
утверждения своего существования; она пассивно претерпевает свою биологическую
судьбу. Домашняя работа, которой она вынуждена посвятить себя, поскольку только это
совместимо с обязанностями материнства, замыкает ее в круге повторяемости и
имманентности; эта работа повторяется изо дня в день в той же форме и переходит почти
без изменений из века в век; женщина не производит ничего нового. Случай мужчины
принципиально иной; добыча пропитания для коллектива представляет для него не просто
жизненный процесс, как для рабочих пчел, но серию актов, трансцендирующих его
животное состояние, Hom
faber^ испокон веку изобретатель: уже палка и дубина,
которыми он вооружает руку, чтобы сбивать с дерева плоды и убивать животных,
являются инструментами, расширяющими возможности для освоения мира; мало того что
он приносит в дом рыбу, выловленную из морской пучины, — прежде ему нужно
покорить водную стихию, выдолбив пирогу; в ходе присвоения богатств мира
1 Сегодня социология абсолютно не доверяет измышлениям Бахоффена.
2 Человек-творец, человек созидающий (лот.).
 
94
он присваивает и сам мир. В этом действии он испытывает себя на власть; он полагает
цели и проектирует к ним пути — он реализуется как человек существующий. Чтобы
поддерживать жизнь, он созидает ее; он выходит за рамки настоящего и открывает
будущее. Поэтому рыболовецкие и охотничьи походы приобретают характер
священнодействия. В честь их успешного завершения устраиваются триумфальные
празднества; в них человек осознает свою человечность. Эту гордость он проявляет и
сегодня, построив плотину, небоскреб, атомный реактор. Он трудился не только над
сохранением данного мира — в труде он раздвигал его границы и закладывал основы для
нового будущего, Есть в его деятельности и другой аспект, который внушает к ней
наивысшее уважение, — эта деятельность зачастую опасна. Если бы кровь была всего
лишь продуктом питания, она ценилась бы не выше молока; но охотник — не мясник, в
борьбе с дикими животными он подвергается опасности. Чтобы поднять престиж своего
племени и рода, воин рискует жизнью. И таким образом блестяще доказывает, что жизнь
не является для человека высшей ценностью, а должна служить целям более
значительным, чем она сама. Худшее проклятие, тяготеющее над женщиной, — это ее
неучастие в военных походах; человек возвышается над животным не тем, что дает жизнь,
а тем, что рискует жизнью; поэтому человечество отдает предпочтение не рождающему
полу, а полу убивающему.
И в этом ключ к разгадке всей тайны. На уровне биологии вид может поддерживать себя,
лишь заново себя создавая; но это созидание — не что иное, как повторение той же самой
Жизни в различных формах. Человек обеспечивает повторение Жизни, трансцендируя
Жизнь посредством своего Существования, Экзистенции; превосходя самого себя, он
создает ценности, которые полностью обесценивают простое повторение. У животных
ничем не стесненное разнообразие деятельности самца оказывается совершенно
напрасным, потому что у самца нет никакого проекта; когда он не служит виду, все его
действия ничего не стоят; самец же человека, служа роду, преображает мир, создает новые
инструменты, изобретает и кует будущее. Утверждая себя как полновластного господина,
Hosted by uCoz