Navigation bar
  Print document Start Previous page
 75 of 250 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
 
96
II
Как мы только что убедились, в первобытном племени женская доля очень тяжела; у
самок животных функция воспроизводства естественно ограничена, а во время ее
исполнения особь полностью или частично освобождается от других забот; только самок
домашних животных требовательный хозяин доводит порой до полного истощения,
используя как их свойство воспроизводить жизнь, так и индивидуальные способности.
Видимо, так же обстояло дело и с женщиной в то время, когда борьба против враждебного
мира требовала отдачи всех ресурсов сообщества; к бремени беспрестанного и
беспорядочного деторождения добавлялись тяжелые домашние обязанности. Впрочем,
некоторые историки утверждают, что именно на этой стадии меньше всего выражено
мужское превосходство. Однако следует отметить, что превосходство это переживается
непосредственно, оно непреднамеренно и никем не полагаемо; еще не предпринимается
никаких усилий, чтобы компенсировать жесткость обстоятельств, ставящих в невыгодное
положение женщину; но нет и стремления притеснять ее, как это будет впоследствии при
патерналистском строе. Неравенство полов не закреплено никакими институтами; да и
самих институтов тоже нет — нет ни собственности, ни наследства, ни права. Религия
нейтральна — все поклоняются какому-нибудь бесполому тотему, Лишь когда кочевники
закрепляются на земле и начинают заниматься сельским хозяйством, появляются
институты и право. Человек уже не ограничивается суровым сопротивлением враждебным
силам — он начинает конкретно утверждать себя через образ, который он навязывает
миру, через то, как он мыслит мир и самого себя. В этот момент различие между полами
отражается на структуре сообщества; оно приобретает особенный характер; в
сельскохозяйственных коллективах женщина часто облечена необычайным престижем.
Престиж этот главным образом объясняется тем совершенно новым значением, что
приобретает ребенок в цивилизации, основой которой становится земледельческий труд.
Обосновываясь на той или иной территории, люди присваивают ее себе; появляется
собственность в коллективной форме; она требует от своих владельцев потомства;
материнство становится сакральной функцией. Многие племена живут общинным строем
— это не значит, что женщины принадлежат всем мужчинам коллектива; сегодня уже
практически никто не верит, что брак по принципу близкого соседства когда-либо
практиковался; но религиозное, социальное и экономическое существование мужчин и
женщин возможно только в группе — их индивидуальность остается чисто
биологическим фактом; брак в любой форме — моногамии, полигамии или полиандрии —
также является чисто мирским случайным явлением, не осознанным как какая-то
мистическая связь. Для супруги он не является источником какого
 
97
бы то ни было порабощения, она продолжает быть составной частью своего рода. Весь
род в целом, объединенный одним тотемом, мистически обладает одной маной, а
материально — одной территорией. В соответствии с процессом отчуждения, о котором я
говорила, род воспринимает себя на этой территории в определенном объективном и
Hosted by uCoz