Navigation bar
  Print document Start Previous page
 79 of 250 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
рассматривается как абсолютно Другой, то есть — несмотря на всю свою магию — как
несущественное, совершенно невозможно воспринимать в ней другого субъекта1.
Женщины, та-
Как мы увидим, такое разделение утвердилось. Как раз в те эпохи, когда женщина
воспринималась как Другой, общество особенно упорно отказывалось принять ее как
человека. Сегодня она становится равным Другим ценой утраты мистического ореола. На
этой двусмысленности всегда играли антифеминисты. Они охотно соглашаются
превозносить женщину как Другого, с тем чтобы утвердить ее другую сущность как
абсолютную, неизменную и отказать ей в участии в человеческом mitsein.
 
101 
ким образом, никогда не составляли отдельной группы, которая полагала бы себя для себя
перед лицом мужского объединения; они никогда не имели прямого и автономного
отношения с мужчинами.
«Отношение взаимности, лежащее в основе брака, было установлено не между
мужчинами и женщинами, а между мужчинами при помощи женщин, которые явились
для этого всего лишь основным поводом», — говорит Леви-Строс1. Конкретное
положение женщины вовсе не зависит от того, какой тип филиации преобладает в
обществе, к которому она принадлежит; при патрилинейной, матрилинейной, и при
смешанной, и при неопределенной (ведь неопределенность всегда относительна)
филиации женщина всегда остается под опекой мужчин; вопрос лишь в том, находится ли
она после заключения брака по-прежнему под властью отца или старшего брата —
властью, распространяющейся впоследствии и на ее детей, — или начинает подчиняться
мужу. Но в любом случае: «Женщина служит лишь символом для своего потомства...
матрилинейная филиация — не что иное, как рука отца или брата женщины,
дотянувшаяся до деревни мужа»2. Она лишь посредница при передаче права, но не его
держательница. На самом деле тип филиации определяет отношения между двумя
мужскими группами, а не между полами. На практике конкретное положение женщины не
имеет прочной связи с тем или иным типом правового устройства. Случается, что при
матрилинейной филиации она занимает очень высокое положение (следует, однако, не
упускать из виду, что появление женщины — вождя, царицы во главе племени
совершенно не означает, что в нем правят женщины; восшествие на русский престол
Екатерины Великой несколько не изменило судьбу русских крестьянок); но нередко ей
суждено жить в унижении и подлости. Впрочем, случаи, когда женщина остается со своим
родом, а мужу дозволяется лишь наносить ей краткие, а то и тайные визиты, встречаются
весьма редко. Почти всегда она переселяется в дом супруга — уже одного этого
достаточно, чтобы продемонстрировать мужское превосходство. «При всех колебаниях
форм филиации, — говорит ЛевиСтрос, — постоянное проживание в доме у мужчины
свидетельствует об изначальной асимметрии в отношениях между полами,
характеризующей человеческое общество». Поскольку она держит при себе детей,
получается, что территориальная организация племени не совпадает с его тотемической
организацией: последняя тщательно выстроена, первая — случайна; но на практике первая
имеет большее значение, ибо место, где люди живут и работают, важнее, чем их
мистическая принадлежность. При переходных формах филиации, которые получили
наибольшее распро-
Hosted by uCoz