Navigation bar
  Print document Start Previous page
 8 of 250 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
эмансипацию, освобождение женщины от патриархальных норм поведения. Правда, в
отличие от своих предшественников, Маркс и Энгельс, говоря об эмансипации,
обращались не столько к индивиду, сколько к массам, К массам женщин — наемных
тружениц, к их мужьям, тоже втянутым в наемный труд. Им они объясняли, что за
«таинством брака» или «таинством пола» скрываются «производственные отношения»,
правда, особого типа — отношения воспроизводства человеческого рода. Они являются
одновременно и природными и социальными отношениями. Еще — это отношения
социального неравенства, вытекающие из неравного разделения труда, при котором жена
и дети являются рабами мужа. А рабство есть первая форма собственности, порожденная
возможностью распоряжаться чужой рабочей силой. Особенность семейных отношений
при капитализме, по убеждению классиков марксизма, заключается в том, что рабочий
вынужден продавать не только собственную рабочую силу, но также рабочую силу жены
и детей. Приобщение женщины к труду в крупном промышленном производстве наносит
непоправимый удар по традиционному укладу семьи — оно «разрушает вместе с
экономическим базисом старой семьи и соответствующего ему семейного труда и старые
семейные отношения»1. И в этом марксисты видят позитивный смысл наемного женского
труда, который создает необходимые экономические предпосылки для независимости
женщины, для ее самоутверждения в социальной сфере, то есть для ее освобождения. В
марксистском анализе «женского вопроса» тема женского труда — главная. И это
естественно, поскольку начиная со второй половины XIX века женский труд становится
все более мас-
1 К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч., т. 23, с. 500.
 
12
совым, что принципиально меняет как положение женщин, так и спор о нем.
Другой новый тезис марксизма сводится к тому, что положение женщины-труженицы
есть положение классовое. Она принадлежит в классу пролетариата. А потому задача ее
освобождения совпадает с более общей задачей освобождения пролетариата. И
пролетарий, и женщина в равной мере заинтересованы в уничтожении любых форм
угнетения и эксплуатации. Только в обществе, свободном от эксплуатации и угнетения,
возможны равноправные отношения между мужчиной и женщиной. Так, связав «женский
вопрос» с вопросом социальным, классики марксизма отыскали женщине место в общем
потоке истории. Эта концепция была адекватна своему времени и в совокупности с
другими феминистскими идеями имела право на существование. Беда была в том, что ее
адепты свой подход считали единственно верным и решительно обличали прочих
поборников женского равноправия.
Особенно досталось от них тем, кто добивался в первую очередь признания политических
прав женщины, то есть придерживался традиционных феминистских лозунгов.
Марксисты видели в этих лозунгах знак признания буржуазной политической системы, а
потому наградили и их, и весь традиционный феминизм определением «буржуазный». И
повели с ним, как с частью буржуазной системы, ожесточенную борьбу. Борьбу под
новыми, классовыми, пролетарскими лозунгами. На целые десятилетия они сумели
одержать верх над традиционным феминизмом, существенно потеснив его в массовых
движениях. Естественно, что в странах, где побеждали социалистические революции,
именно эти лозунги формировали политику новой власти по отношению к женщине,
Hosted by uCoz