Navigation bar
  Print document Start Previous page
 86 of 250 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
109 
 
чивает и практическую значимость, и мистическое влияние, а потому оказывается всего
лишь прислугой.
Это завоевание мужчины представили как завершение ожесточенной борьбы. Одна из
самых древних космогонии — ассиро-вавилонская — сохранила рассказ об их победе в
тексте, датируемом VII веком, но воспроизводящем гораздо более архаичную легенду.
Океан и Море, Атум и Тамиат1 породили мир небесный, мир земной и всех великих
богов; но последние показались им чересчур беспокойными, и они решили их
уничтожить; борьбу с самым сильным и самым красивым из своих потомков — Бел-
Мардуком — вела Тамиат, женщина-мать; он сошелся с ней в поединке, после жестокой
битвы убил ее и рассек пополам ее тело; из одной половины он сделал небесный свод, из
другой — опору земного мира; затем он упорядочил вселенную и сотворил людей. В
драме «Эвмениды», представляющей собой торжество патриархата над материнским
правом, Орест также убивает Клитемнестру. Через такие кровавые победы мужская мощь
и солярные силы порядка и света одерживают верх над женским хаосом. Оправдывая
Ореста, суд богов провозглашает, что он прежде всего сын Агамемнона, а уже потом —
Клитемнестры. Старое материнское право умерло — его убил дерзкий бунт мужчины.
Однако на самом деле, как мы уже видели, утверждению отцовского права предшествовал
долгий переходный период. Завоевывая, мужчина отвоевывал свое — он лишь вступил во
владение тем, чем уже обладал, привел право в соответствие с реальностью. Ни борьбы,
ни победы, ни поражения не было. Впрочем, в этих легендах есть глубокий смысл, Как
только человек утверждает себя как субъект и существо свободное, идея Другого
опосредуется. С этого момента отношения с Другим представляют собой драму;
существование Другого содержит в себе угрозу, опасность. Ранняя древнегреческая
философия показала — и Платон ее в этом не опроверг, — что другая сущность — это то
же самое, что отрицание, то есть Зло. Полагать Другого — значит склоняться к
манихейству. А потому все религии и законы столь враждебны по отношению к женщине.
В эпоху, когда человечество достигло такого уровня развития, что смогло записать свою
мифологию и законы, патриархат уже установился окончательно — своды законов
составляли мужчины. Вполне естественно, что женщине они отвели подчиненное
положение, но можно было бы ожидать, что они отнесутся к ней столь же
доброжелательно, как и к детям или домашним животным. Ничего подобного. Закрепляя
господство над женщиной, законодатели сами ее боятся. В ее амбивалентных свойствах
выделяют один лишь пагубный аспект; из священной она становится нечистой, Ева,
дарованная Адаму, чтобы стать его подругой, погубила человеческий род; когда
языческие боги
1 Видимо, Апсу и Тиамат. — Перев.
 
К оглавлению
110 
Hosted by uCoz