Navigation bar
  Print document Start Previous page
 88 of 250 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
установления можно понять, если учесть, что собственник отчуждает свое существование
в собственности, он дорожит ею больше самой жизни; она выходит за узкие рамки этой
временной жизни, продолжает существовать после разложения тела — земного, видимого
воплощения бессмертной души; но такое продление жизни происходит только в том
случае, если собственность остается в руках собственника — а она не могла бы по-
прежнему быть его после смерти, если бы не принадлежала людям, в которых он видит
свое продолжение, узнает самого себя, которых считает своими. Возделывать отцовскую
землю и поклоняться манам отца — это для наследника две стороны одной и той же
обязанности; он должен продлить жизнь предков на земле и в загробном мире. Таким
образом, мужчина не станет делиться с женщиной ни имуществом, ни детьми. Полностью
и навсегда удовлетворить свои притязания ему не удается. Но в период могущества
патриархата он отнимает у женщины все права на владение и передачу имущества.
Впрочем, отказать ей в правах представляется вполне логичным. Стоит признать, что
рожденные женщиной дети больше ей не принадлежат, как сразу теряется всякая связь
между ними и группой людей, из которой происходит эта женщина. Если раньше при
заключении брака один род на время отдавал женщину другому, то теперь ее полностью
отторгают от группы, где она родилась, и присоединяют к группе супруга; он покупает ее,
как скотину или раба, и навязывает ей своих домашних богов — дети же ее принадлежат
семье супруга. Если бы она была наследницей, то все богатства семьи своего отца
передала бы семье мужа — поэтому ее старательно исключают из наследования. И
наоборот, поскольку она ничем не владеет, за ней не признают достоинства личности; она
сама составляет часть достояния мужчины — сначала отца, потом — мужа. При строго
патриархальном режиме отец волен осудить своих новорожденных детей на смерть, будь
то мальчики или девочки; но в первом случае общество, как правило, ограничивает его
власть: любой новорожденный мужского пола и нормального сложения остается жить; а
вот обычай отрекаться от девочек получил большое распространение; у арабов известны
случаи массового детоубийства: только что родившихся девочек сбрасывали в яму.
Признание ребенка женского пола было со стороны отца свободным изъявлением
великодушия; в такое общество женщина вступает как бы дарованной ей милостью, а не
на законном основании, как мужчина. В любом случае мать, 
112 
родившая девочку, считается после родов гораздо более нечистой: у евреев Левит требует
в этом случае очищения вдвое продолжительнее, чем если бы роженица произвела на свет
мальчика. В обществах, где принято платить «цену за кровь», требуемая сумма совсем
невелика, если жертва женского пола: жизнь женщины настолько же дешевле жизни
мужчины, насколько жизнь раба дешевле жизни свободного человека. Пока она девушка,
всю полноту власти над ней имеет отец; после свадьбы он целиком передает свою власть
супругу. Поскольку она — собственность мужчины, как раб, скотина или вещь,
естественно, он может иметь столько жен, сколько ему вздумается; ограничивают
полигамию только экономические соображения; муж может разводиться с женами по
собственной прихоти — общество не дает им практически никаких гарантий. Зато
женщине предписывается строгое целомудрие. Общества с материнским правом,
несмотря на табу, допускали большую свободу нравов; редко когда требовалась
невинность до брака, да и к супружеской измене относились не особенно строго. Когда же
женщина становится собственностью мужчины, он хочет получить ее девственной и под
страхом самых страшных кар требует абсолютной верности; нет хуже преступления, чем
рисковать отдать права на наследство чужому отпрыску, — а поэтому pater
familias1
имеет право предать смерти виновную супругу. На протяжении всего существования
частной собственности супружеская неверность жены рассматривалась как величайшее
Hosted by uCoz